Поднимая этот вопрос, сразу оговорюсь, что
фрилансу рознь (как и домашнее обучение), и речь идет не о тех редких случаях, когда человек путешествует по миру и взаимодействует с большим количеством людей, а о более распространенных сегодня - работе на дому, через интернет, по телефону и пр..
Объединяет эти два понятия одна общая черта – люди сами выбирают с кем, когда и на каких условиях взаимодействовать (им лично или ребенку, за которого они отвечают).
Качественные же различия именно в том и состоят – с кем, о чем, когда, на каких условиях и по каким причинам выстраивается это взаимодействие.
Сама тема выбора «независимого движения или роста» близка мне в 3 направлениях – как частному предпринимателю, как маме атипичных детей и как психологу-психотерапевту, который чем дальше, тем больше сталкивается с проблемой изоляции как причиной психосоматических нарушений или их следствием.
Поэтому я вполне осознаю различного рода нюансы, выгоды и сложности этого процесса, и хочу поделиться своими наблюдениями и размышлениями.
Как отличить «добровольную изоляцию от «рационального менеджмента»
Когда консультирование по скайпу перешло в разряд обычного явления, у меня появились клиенты с действительными паническими расстройствами, обсессиями и различными фобиями, синдромом раздраженного кишечника и кожными заболеваниями и пр. (за период с 2008 по настоящее время это было более 100 различных случаев).
Лишь недавно, подняв старые записи, я стала отмечать, что в основном эти клиенты:
, пребывание в публичных местах, установление контактов, общение с незнакомыми и малознакомыми людьми и пр., уже не говоря о публичных мероприятиях).
Для большинства этих клиентов прохождение медицинского обследования для установления диагноза и подтверждения психосоматической основы заболевания превращалось в настоящее испытание, некоторые настолько сопротивлялись «сидению в очередях с больными», что даже отказывались со мной работа ть.
Были и клиенты, которые испытывали такую тревогу, что в ожидании нашей первой встречи, сидя перед монитором, придумывали невероятное количество отговорок, чтобы написать, что у них не получилось выйти на связь. А были и такие, первая встреча с которыми отсрочивалась на 1-2 месяца.
С учетом современных тенденций к организации работы/учебы на дому, я не смогла пройти мимо этих случаев. Но однозначно сказать стало такое состояние следствием «изоляции» или причиной пока что мне сложно.
Потому что объективно, переходя на такие формы работы и обучения, изначально эти клиенты были вполне социализированы, успешны (компетентны и грамотны) и, пусть
под чьим-то руководством не удовлетворяла их полностью, все же здоровы.
Лишь спустя время, невзирая на их личностную успешность и компетентность в профессиональной сфере, начинались проблемы взаимодействия с социумом. Что автоматически приводило к потере клиентов, потере заработка и невозможности продолжать обучение и искать новую работу.
Когда я только обучалась психотерапии, в одной из своих лекций о диагностических критериях психической нормы и патологии, главный психотерапевт Украины Б. В. Михайлов высказал одну важную мысль, подтверждение которой я могла обнаружить, работая как в психиатрической клинике, так и в индивидуальной практике.
Он говорил, что понятия психической нормы и патологии слишком размыты и условны, но есть 2 критерия, по которым можно увидеть, что человек переходит ту самую «черту».
Получалось, что в отличие от привычных мне диабетиков, аллергиков и пр., у этих клиентов действительно присутствовали симптомы подводящие их к этой «черте».
С одной стороны психогения вызывает у нас знак вопроса в сфере адекватности восприятия - я действительно испытываю боль/ приступ/спазм, я действительно схожу с ума/умираю или это плод воображения? Но я же чувствую это реально, почему врачи говорят, что со мной все в порядке?
С другой, имеющаяся симптоматика лишает нас возможности находить новых клиентов – зарабатывать деньги, обеспечивать свои базовые потребности.
Что же касается более субъективных моментов, то начиная работу, мы всегда отматываем «ленту времени», проговаривая различного рода телесную симптоматику каждого конкретного клиента, и зачастую останавливаемся на возрасте 11-14 лет.
Бывает, что подростки, которые перешли на экстернатную форму обучения, связывают это именно с конкретным заболеванием, лечение от которого не давало возможности проходить обучение в обычные сроки (больницы, операции и ЧДБ).
Однако чаще рассказ выглядит так:
«Нет, ну до школы у меня все было хорошо… Даже нет, в школе я хорошо учился, мне нравилось… Но вот с класса 6-8-го…» и перечисления:
Значимые близкие не удовлетворяли его «терапевтические» запросы, и дальше все накатывалось «снежным комом».
Именно здесь, вероятно, и кроется проблема выбора удаленной работы - работы минимизирующей контакты с другими людьми.
Когда наконец-то человек стал «взрослым» и обрел возможность самостоятельно решать свою судьбу, он максимально старается оградить себя от взаимодействия с социумом, уйти от той сферы жизни, которая вызывала тревогу, аутоагрессию и разного рода внутриличностные конфликты.
Так или иначе, анализируя истории подростков, можно отметить, что на мой взгляд переходный возраст - не самый лучший возраст для выхода на домашнее обучение.
Более того, родителям подростков имеет смысл обратить внимание на здоровье ребенка и в случае явно выраженных проблем с:
Подводя итоги своих размышлений и наблюдений, в связи с тем, что они не имеют под собой доказательной экспериментальной базы, могу предложить следующее - выбирая домашнюю форму обучения для своего ребенка, или переходя на фриланс, задайте себе следующие вопросы:
Что на самом деле подталкивает меня к переходу на фриланс или домашнее обучение?
Однако важно учитывать и тот факт, что одна из основных функций психики – адаптация. Человек, живущий в социуме и не имеющий возможности адаптироваться к условиям системы, также обращает на себя внимание специалиста.
Адаптация это не синоним принятия и подчинения, как думают многие. Адаптация - это способность удерживать свои параметры в условиях изменяющейся среды!
Есть разница между тем, когда человек спокойно обучается или работает в системе, но в связи с экономическими и другими особенностями предпочитает делать это индивидуально.
только усиливает расстройство».
Некоторые клиенты, работающие в офисе и испытывающие различные проблемы типа кардионевроза (ПР), синдрома раздраженного кишечника (СРК), различных обсессий и пр., стараются перейти на фриланс (меньше контактов - меньше тревоги).
Но без психокоррекции со временем симптоматика лишь усиливается, поскольку фриланс это не только «независимость от начальника», а и самостоятельный поиск заказов и пр., что загоняет клиента с повышенной социальной тревогой в еще больший тупик.
То же касается и ребенка, когда все внимание родителей и педагогов начинает концентрироваться на нем одном.
Не игнорируйте симптомы социальной тревоги, если они есть, и тем более не потакайте им.
Если вы родитель , выбирающий домашнюю форму обучения для своего ребенка, обратите внимание на то, чтобы у него была возможность взаимодействовать со сверстниками вне дома (игры во дворе; кружки и секции, в которых обучение происходит в групповом взаимодействии, а не индивидуально; тематические развивающие лагеря и т.д.).
По опыту общения с мамами, у которых действительно «особенные» дети , могу сказать, что они используют каждую возможность, позволяющую дать ребенку навык и взаимодействия с социумом.
Если же вы «фрилансер», помните о том, что работая дома, в качестве профилактики, вам необходимо:
И если вдруг вам в голову придет осознанное желание завести собаку – не сопротивляйтесь.
Автор:
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Объединяет эти два понятия одна общая черта – люди сами выбирают с кем, когда и на каких условиях взаимодействовать (им лично или ребенку, за которого они отвечают).
Качественные же различия именно в том и состоят – с кем, о чем, когда, на каких условиях и по каким причинам выстраивается это взаимодействие.
Сама тема выбора «независимого движения или роста» близка мне в 3 направлениях – как частному предпринимателю, как маме атипичных детей и как психологу-психотерапевту, который чем дальше, тем больше сталкивается с проблемой изоляции как причиной психосоматических нарушений или их следствием.
Поэтому я вполне осознаю различного рода нюансы, выгоды и сложности этого процесса, и хочу поделиться своими наблюдениями и размышлениями.
Как отличить «добровольную изоляцию от «рационального менеджмента»
Когда консультирование по скайпу перешло в разряд обычного явления, у меня появились клиенты с действительными паническими расстройствами, обсессиями и различными фобиями, синдромом раздраженного кишечника и кожными заболеваниями и пр. (за период с 2008 по настоящее время это было более 100 различных случаев).
Лишь недавно, подняв старые записи, я стала отмечать, что в основном эти клиенты:
- «домоседы» -
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
- фрилансеры (в т.ч. частные предприниматели),
- сотрудники компаний, практикующих удаленную работу,
-
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Для большинства этих клиентов прохождение медицинского обследования для установления диагноза и подтверждения психосоматической основы заболевания превращалось в настоящее испытание, некоторые настолько сопротивлялись «сидению в очередях с больными», что даже отказывались со мной работа ть.
Были и клиенты, которые испытывали такую тревогу, что в ожидании нашей первой встречи, сидя перед монитором, придумывали невероятное количество отговорок, чтобы написать, что у них не получилось выйти на связь. А были и такие, первая встреча с которыми отсрочивалась на 1-2 месяца.
С учетом современных тенденций к организации работы/учебы на дому, я не смогла пройти мимо этих случаев. Но однозначно сказать стало такое состояние следствием «изоляции» или причиной пока что мне сложно.
Потому что объективно, переходя на такие формы работы и обучения, изначально эти клиенты были вполне социализированы, успешны (компетентны и грамотны) и, пусть
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Лишь спустя время, невзирая на их личностную успешность и компетентность в профессиональной сфере, начинались проблемы взаимодействия с социумом. Что автоматически приводило к потере клиентов, потере заработка и невозможности продолжать обучение и искать новую работу.
Когда я только обучалась психотерапии, в одной из своих лекций о диагностических критериях психической нормы и патологии, главный психотерапевт Украины Б. В. Михайлов высказал одну важную мысль, подтверждение которой я могла обнаружить, работая как в психиатрической клинике, так и в индивидуальной практике.
Он говорил, что понятия психической нормы и патологии слишком размыты и условны, но есть 2 критерия, по которым можно увидеть, что человек переходит ту самую «черту».
- Психический – это когда человек не различает реальность от фантазии, от иллюзии.
- Социальный – когда человек не зарабатывает
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Получалось, что в отличие от привычных мне диабетиков, аллергиков и пр., у этих клиентов действительно присутствовали симптомы подводящие их к этой «черте».
С одной стороны психогения вызывает у нас знак вопроса в сфере адекватности восприятия - я действительно испытываю боль/ приступ/спазм, я действительно схожу с ума/умираю или это плод воображения? Но я же чувствую это реально, почему врачи говорят, что со мной все в порядке?
С другой, имеющаяся симптоматика лишает нас возможности находить новых клиентов – зарабатывать деньги, обеспечивать свои базовые потребности.
Что же касается более субъективных моментов, то начиная работу, мы всегда отматываем «ленту времени», проговаривая различного рода телесную симптоматику каждого конкретного клиента, и зачастую останавливаемся на возрасте 11-14 лет.
Бывает, что подростки, которые перешли на экстернатную форму обучения, связывают это именно с конкретным заболеванием, лечение от которого не давало возможности проходить обучение в обычные сроки (больницы, операции и ЧДБ).
Однако чаще рассказ выглядит так:
«Нет, ну до школы у меня все было хорошо… Даже нет, в школе я хорошо учился, мне нравилось… Но вот с класса 6-8-го…» и перечисления:
- сложности в контактах с одноклассниками;
- вместо друзей - компьютеры, книги и животные;
-
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
- учителя игнорировали, высмеивали, гнобили,
- а также нередко клиенты рассказывают о случаях психологического и физического насилия.
Значимые близкие не удовлетворяли его «терапевтические» запросы, и дальше все накатывалось «снежным комом».
Именно здесь, вероятно, и кроется проблема выбора удаленной работы - работы минимизирующей контакты с другими людьми.
Когда наконец-то человек стал «взрослым» и обрел возможность самостоятельно решать свою судьбу, он максимально старается оградить себя от взаимодействия с социумом, уйти от той сферы жизни, которая вызывала тревогу, аутоагрессию и разного рода внутриличностные конфликты.
Так или иначе, анализируя истории подростков, можно отметить, что на мой взгляд переходный возраст - не самый лучший возраст для выхода на домашнее обучение.
Более того, родителям подростков имеет смысл обратить внимание на здоровье ребенка и в случае явно выраженных проблем с:
- компьютерной зависимостью,
- расстройством пищевого поведения (диеты и навязчивые разговоры о том, что они слишком толстые),
- акне и заболеваниями жкт,
Подводя итоги своих размышлений и наблюдений, в связи с тем, что они не имеют под собой доказательной экспериментальной базы, могу предложить следующее - выбирая домашнюю форму обучения для своего ребенка, или переходя на фриланс, задайте себе следующие вопросы:
Что на самом деле подталкивает меня к переходу на фриланс или домашнее обучение?
- Не пытаюсь ли я таким образом избавится от накопившихся конфликтов с другими людьми?
- Достаточно ли в моем окружении разнообразных социальных контактов (кроме родных и близких)?
- Могу ли я сказать, что мои отношения со сверстниками не особо складываются, и у меня очень мало друзей?
- Замечаю ли я за собой склонность переносить, откладывать или отказываться от важных встреч и интересных мероприятий по причине того, что не хочу взаимодействовать с другими людьми?
- Бывает ли такое, что я избегаю встреч в компании по причине того, что боюсь негативной оценки (буду выглядеть глупо; спросят, а я не знаю что ответить; подумают, что я чудной и пр.)?
- Испытываю ли я соматические симптомы перед взаимодействием с другими людьми (бессонница, спазмы, головные боли, вегетативные симптомы (потливость, сердцебиение, прилив крови и пр.))?
Однако важно учитывать и тот факт, что одна из основных функций психики – адаптация. Человек, живущий в социуме и не имеющий возможности адаптироваться к условиям системы, также обращает на себя внимание специалиста.
Адаптация это не синоним принятия и подчинения, как думают многие. Адаптация - это способность удерживать свои параметры в условиях изменяющейся среды!
Есть разница между тем, когда человек спокойно обучается или работает в системе, но в связи с экономическими и другими особенностями предпочитает делать это индивидуально.
- И разница, когда человек постоянно меняет учебное заведение/работу по причине того, что не может прижиться ни в одном коллективе и/или не может адаптироваться к организационным условиям «системы».
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Некоторые клиенты, работающие в офисе и испытывающие различные проблемы типа кардионевроза (ПР), синдрома раздраженного кишечника (СРК), различных обсессий и пр., стараются перейти на фриланс (меньше контактов - меньше тревоги).
Но без психокоррекции со временем симптоматика лишь усиливается, поскольку фриланс это не только «независимость от начальника», а и самостоятельный поиск заказов и пр., что загоняет клиента с повышенной социальной тревогой в еще больший тупик.
То же касается и ребенка, когда все внимание родителей и педагогов начинает концентрироваться на нем одном.
Не игнорируйте симптомы социальной тревоги, если они есть, и тем более не потакайте им.
Если вы родитель , выбирающий домашнюю форму обучения для своего ребенка, обратите внимание на то, чтобы у него была возможность взаимодействовать со сверстниками вне дома (игры во дворе; кружки и секции, в которых обучение происходит в групповом взаимодействии, а не индивидуально; тематические развивающие лагеря и т.д.).
По опыту общения с мамами, у которых действительно «особенные» дети , могу сказать, что они используют каждую возможность, позволяющую дать ребенку навык и взаимодействия с социумом.
Если же вы «фрилансер», помните о том, что работая дома, в качестве профилактики, вам необходимо:
- бывать на свежем воздухе каждый день;
- ежедневно давать телу хотя бы минимальную физическую нагрузку (пробежки, зарядки и пр.);
- спать не менее 7 часов в сутки (при этом ложиться до 12 часов ночи);
- следить за тем, чтобы рацион был разнообразным, минимизировать нагрузку на печень, в том числе следить, чтобы алкоголь, успокоительные, снотворные и различные тоники и стимуляторы не становились «нормой» вашей жизни.
И если вдруг вам в голову придет осознанное желание завести собаку – не сопротивляйтесь.
Автор:
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация