Мы так боимся ошибок, что бросаем попытки достичь главного

jema13

Джедай
14 Апр 2015
1.269
3.137
Мы так боимся делать ошибки, быть несовершенными. Помним из детства, что ошибки = исправления красной ручкой в тетради, плохая оценка и недовольные родители . Этот образ так прочно поселился в подсознании и укрепился за 10 лет школы, что малейший намек на ошибку вызывает страх, панику и желания сбежать.

А если отмотать пленку назад и вспомнить с чем ошибки ассоциировались раньше? Да они даже не были ошибками, это были попытки. Попытки познать мир и себя, все что окружает, понять как взаимодействовать с миром вокруг. Вспомните попытки дотянуться до книжки в шкафу, забрать сумку с продуктами у мамы и тащить ее, попытки прыгнуть выше, пробежать быстрее. Мы пытались, пробовали и еще раз повторяли свои действия. Мы пытались пока не получалось самым лучшим образом. И не было полумер, не было вариантов оставить и пойти дальше. Мы пытали и пытались.

Посмотрите на малыша, что учится ходить. Он пробует и пробует, потом падает, встает и еще пробует. Мне кажется, что большего и сильнейшего примера целеустремленности просто в жизни каждого из нас сложно найти.

Потом началась школа, где нас учили все делать с первого раза, да еще и оценку ставили за это. Школа не готовила нас к жизни. В жизни ты что-то умеешь или нет, ты сделал или не сделал. В жизни на все вопросы можно ответить двумя ответами “да” и “нет”. В школе же есть разные оценки и уровни знаний соответственно. Возьмем простой вариант — 5-ти бальную систему. Оценки ставили такие: 2, 3, 4 или 5. Ставили 2ку за незнание и когда все неправильно и 5ку когда задание выполнено идеально. Ставили 3ки и 4ки как что-то среднее между “знаешь” или “не знаешь”. Это полумеры.

Сама система школы не ставила за цель дать знания и навык и каждому ученику. Вы получали 3ку за контрольную и переходили сразу к следующей теме. Вам не приходилось совершенствовать свои навыки и знания до уровня 5ки, вы оставляли уровень своих знань на отметке 3ки — это между “знаю” и “не знаю”. Это “знания” накапливались и в конце года нас ждал экзамен или годовая контрольная, что включали все темы за год.

Вот если весь год получал средние оценки (3,4), он был как бы по серединке, не
двоечник и не отличник. Его и не ругали как двоечника и не хвалили как отличника. Он вызывал меньше внимания и был в тени. И вот настает день контрольной годовой или экзамена. Вспомните свои ощущения и эмоции! Ни у кого не было полной уверенности в своих знаниях. Это был сплошной стресс и проживание тотальной неуверенности в себе. Как можно быть уверенным, если уровень твоих знаний между “знаю” и “не знаю”. А попыток довести их до уровня совершенства (до 5ки) у ребенка просто не было. Такой ребенок уже понимает, что можно и не пытаться больше, раз система школы допускает полумеры. Но глубоко внутри, он то знает правду о полумерах, что их просто не может быть, что это все большая иллюзия самообмана.

За годы школы ребенок адаптируется, подстраивается, соглашается с правилами игры и играет в них, доводя до уровня автоматизма. Эти шаблон ы поведения он применяет в своей жизни:
  • Внешняя оценка (мнение других) становится важнее своего чувствования, знаний, умений
  • Меня все время оценивают
  • Мне все время нужно спешить
  • Мне все время нужно соответствовать другим, быть не хуже других (как было с одноклассниками)
  • Мне нужно оставаться в тени, не высовываться, чтобы не привлечь лишнего внимания (по середине между отличниками и двоечниками)
  • Если я не достигну высшей оценки, то я получу наказание (от родителей за оценку)
  • Мотивация моего обучения и развития — это избежание наказания и страх перед наказанием
  • Все должно получаться с первого раза, а если нет, то это не мое
  • У меня нет времени делать попытки снова и снова
  • Мне нужно быть как все, не отставать, быть успешным
Узнаете хоть что-то в себе? 10 лет школы не прошли бесследно для психики и мировосприятия каждого из нас.

Все эти убеждения мешают нам получать опыт, который мы называем ошибками жизни. Мешают нам учиться, постигать новые навыки, развивать ся. Потому, что обучение наглухо склеилось с наказанием и внешней оценкой.

Многие люди окончив школу и ВУЗ перестают учиться вовсе. Им очень тяжело дается смена профессии или вообще это невозможно для них. Чтобы не возвращаться к опыту обучения, многие готовы ходить на нелюбимую работу годами, болеть и депрессировать.

Что же с этим делать?
  1. Наблюдать почему же так страшно совершать ошибки
  2. Сформулировать эту в словесную форму, например, “я боюсь ошибок, потому что меня накажут или исключат”
  3. Понять что вы уже не в школе и только вы сами себе учитель, директор, родители, хлыст и пряник
  4. Перестать верить этим стереотипам
  5. Идти к своим целям и мечтам
Да и вообще нет никаких ошибок. Есть опыт, просто опыт, без “негативный” и “позитивный”. Научитесь извлекать уроки из опыта и он всегда будет позитивен, пока не станет просто жизненным. А если вам стыдно делать столько попыток и вы считаете себя неудачником, то спросите себя “а с кем я соревнуюсь?” и “кто меня гонит и устанавливает мне сроки?”.

Автор: Марта Марчук
 

Астрал

Джедай
14 Окт 2014
2.312
5.209

[DOUBLEPOST=1447849728,1447849263][/DOUBLEPOST]До сих пор бывает школа окаянная снится
 
Сверху