jema13
Джедай
Мы так боимся делать ошибки, быть несовершенными. Помним из детства, что ошибки = исправления красной ручкой в тетради, плохая оценка и недовольные родители . Этот образ так прочно поселился в подсознании и укрепился за 10 лет школы, что малейший намек на ошибку вызывает страх, панику и желания сбежать.
А если отмотать пленку назад и вспомнить с чем ошибки ассоциировались раньше? Да они даже не были ошибками, это были попытки. Попытки познать мир и себя, все что окружает, понять как взаимодействовать с миром вокруг. Вспомните попытки дотянуться до книжки в шкафу, забрать сумку с продуктами у мамы и тащить ее, попытки прыгнуть выше, пробежать быстрее. Мы пытались, пробовали и еще раз повторяли свои действия. Мы пытались пока не получалось самым лучшим образом. И не было полумер, не было вариантов оставить и пойти дальше. Мы пытали и пытались.
Посмотрите на малыша, что учится ходить. Он пробует и пробует, потом падает, встает и еще пробует. Мне кажется, что большего и сильнейшего примера целеустремленности просто в жизни каждого из нас сложно найти.
Потом началась школа, где нас учили все делать с первого раза, да еще и оценку ставили за это. Школа не готовила нас к жизни. В жизни ты что-то умеешь или нет, ты сделал или не сделал. В жизни на все вопросы можно ответить двумя ответами “да” и “нет”. В школе же есть разные оценки и уровни знаний соответственно. Возьмем простой вариант — 5-ти бальную систему. Оценки ставили такие: 2, 3, 4 или 5. Ставили 2ку за незнание и когда все неправильно и 5ку когда задание выполнено идеально. Ставили 3ки и 4ки как что-то среднее между “знаешь” или “не знаешь”. Это полумеры.
Сама система школы не ставила за цель дать знания и навык и каждому ученику. Вы получали 3ку за контрольную и переходили сразу к следующей теме. Вам не приходилось совершенствовать свои навыки и знания до уровня 5ки, вы оставляли уровень своих знань на отметке 3ки — это между “знаю” и “не знаю”. Это “знания” накапливались и в конце года нас ждал экзамен или годовая контрольная, что включали все темы за год.
Вот если
весь год получал средние оценки (3,4), он был как бы по серединке, не
двоечник и не отличник. Его и не ругали как двоечника и не хвалили как отличника. Он вызывал меньше внимания и был в тени. И вот настает день контрольной годовой или экзамена. Вспомните свои ощущения и эмоции! Ни у кого не было полной уверенности в своих знаниях. Это был сплошной стресс и проживание тотальной неуверенности в себе. Как можно быть уверенным, если уровень твоих знаний между “знаю” и “не знаю”. А попыток довести их до уровня совершенства (до 5ки) у ребенка просто не было. Такой ребенок уже понимает, что можно и не пытаться больше, раз система школы допускает полумеры. Но глубоко внутри, он то знает правду о полумерах, что их просто не может быть, что это все большая иллюзия самообмана.
За годы школы ребенок адаптируется, подстраивается, соглашается с правилами игры и играет в них, доводя до уровня автоматизма. Эти шаблон ы поведения он применяет в своей жизни:
Все эти убеждения мешают нам получать опыт, который мы называем ошибками жизни. Мешают нам учиться, постигать новые навыки, развивать ся. Потому, что обучение наглухо склеилось с наказанием и внешней оценкой.
Многие люди окончив школу и ВУЗ перестают учиться вовсе. Им очень тяжело дается смена профессии или вообще это невозможно для них. Чтобы не возвращаться к опыту обучения, многие готовы ходить на нелюбимую работу годами, болеть и депрессировать.
Что же с этим делать?
Автор: Марта Марчук
А если отмотать пленку назад и вспомнить с чем ошибки ассоциировались раньше? Да они даже не были ошибками, это были попытки. Попытки познать мир и себя, все что окружает, понять как взаимодействовать с миром вокруг. Вспомните попытки дотянуться до книжки в шкафу, забрать сумку с продуктами у мамы и тащить ее, попытки прыгнуть выше, пробежать быстрее. Мы пытались, пробовали и еще раз повторяли свои действия. Мы пытались пока не получалось самым лучшим образом. И не было полумер, не было вариантов оставить и пойти дальше. Мы пытали и пытались.
Посмотрите на малыша, что учится ходить. Он пробует и пробует, потом падает, встает и еще пробует. Мне кажется, что большего и сильнейшего примера целеустремленности просто в жизни каждого из нас сложно найти.
Потом началась школа, где нас учили все делать с первого раза, да еще и оценку ставили за это. Школа не готовила нас к жизни. В жизни ты что-то умеешь или нет, ты сделал или не сделал. В жизни на все вопросы можно ответить двумя ответами “да” и “нет”. В школе же есть разные оценки и уровни знаний соответственно. Возьмем простой вариант — 5-ти бальную систему. Оценки ставили такие: 2, 3, 4 или 5. Ставили 2ку за незнание и когда все неправильно и 5ку когда задание выполнено идеально. Ставили 3ки и 4ки как что-то среднее между “знаешь” или “не знаешь”. Это полумеры.
Сама система школы не ставила за цель дать знания и навык и каждому ученику. Вы получали 3ку за контрольную и переходили сразу к следующей теме. Вам не приходилось совершенствовать свои навыки и знания до уровня 5ки, вы оставляли уровень своих знань на отметке 3ки — это между “знаю” и “не знаю”. Это “знания” накапливались и в конце года нас ждал экзамен или годовая контрольная, что включали все темы за год.
Вот если
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
двоечник и не отличник. Его и не ругали как двоечника и не хвалили как отличника. Он вызывал меньше внимания и был в тени. И вот настает день контрольной годовой или экзамена. Вспомните свои ощущения и эмоции! Ни у кого не было полной уверенности в своих знаниях. Это был сплошной стресс и проживание тотальной неуверенности в себе. Как можно быть уверенным, если уровень твоих знаний между “знаю” и “не знаю”. А попыток довести их до уровня совершенства (до 5ки) у ребенка просто не было. Такой ребенок уже понимает, что можно и не пытаться больше, раз система школы допускает полумеры. Но глубоко внутри, он то знает правду о полумерах, что их просто не может быть, что это все большая иллюзия самообмана.
За годы школы ребенок адаптируется, подстраивается, соглашается с правилами игры и играет в них, доводя до уровня автоматизма. Эти шаблон ы поведения он применяет в своей жизни:
- Внешняя оценка (мнение других) становится важнее своего чувствования, знаний, умений
- Меня все время оценивают
- Мне все время нужно спешить
- Мне все время нужно соответствовать другим, быть не хуже других (как было с одноклассниками)
- Мне нужно оставаться в тени, не высовываться, чтобы не привлечь лишнего внимания (по середине между отличниками и двоечниками)
- Если я не достигну высшей оценки, то я получу наказание (от родителей за оценку)
- Мотивация моего обучения и развития — это избежание наказания и страх перед наказанием
- Все должно получаться с первого раза, а если нет, то это не мое
- У меня нет времени делать попытки снова и снова
- Мне нужно быть как все, не отставать, быть успешным
Все эти убеждения мешают нам получать опыт, который мы называем ошибками жизни. Мешают нам учиться, постигать новые навыки, развивать ся. Потому, что обучение наглухо склеилось с наказанием и внешней оценкой.
Многие люди окончив школу и ВУЗ перестают учиться вовсе. Им очень тяжело дается смена профессии или вообще это невозможно для них. Чтобы не возвращаться к опыту обучения, многие готовы ходить на нелюбимую работу годами, болеть и депрессировать.
Что же с этим делать?
- Наблюдать почему же так страшно совершать ошибки
- Сформулировать эту в словесную форму, например, “я боюсь ошибок, потому что меня накажут или исключат”
- Понять что вы уже не в школе и только вы сами себе учитель, директор, родители, хлыст и пряник
- Перестать верить этим стереотипам
- Идти к своим целям и мечтам
Автор: Марта Марчук