
Перекрёсток — роковое, «нечистое» место, принадлежащее демонам, на перекрестке совершаются опасные и, наоборот, исцеляющие действия, гадания, произносятся заговоры; полагают, что на перекрестке нечистый дух имеет власть над человеком.
Перекресток считается местом пребывания демонов, нечистой силы. Так, по русскому выражению, «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют». По славянским поверьям, на распутьях дорог можно увидеть ведьму, русалок, лешего, черта. Поэтому проход через перекресток сопряжен с различными опасностями. В Закарпатье, например, при выгоне скота колдуны и колдуньи закапывали на перекрестке, где проходит стадо, «манту» (соль с кусочком пасхи) со словами: «Беру сметану, оставляю молоко...»
Для безопасности перехода через перекресток часто совершают действия - обереги: когда везут ребенка в церковь на крещение, в западном Полесье на перекрестке заранее выбрасывают три прутика из веника; при выгоне скота в польских Татрах главный пастух чертит ножом на перекрестке «границу», которую не смеют пересечь злые духи; в Закарпатье стараются обойти перекресток окольными путями. Русские крестьяне в качестве «жертвы» лешему за корову оставляли в лесу на перекрестке яйцо или печенье из ржаной муки.
На перекрестке человека подстерегали и болезни. В русских губерниях во время опахивания при массовой эпидемии скота исполнители обряда предпринимали особые действия на перекрестке: прочерчивали сохой крест и зарывали в землю ладан, били топорами по земле, кричали: «Гони, гони! Бей! Долой с нашей земли!» Таким образом для коровьей смерти — эпидемии — закрывался вход в село через перекресток
Перекресток считается и местом пребывания душ умерших, особенно заложных покойников. Здесь хоронят самоубийц и найденные трупы, около которых «для охраны» ставят кресты и часовенки. В поминальные дни на перекрестке рассыпают для птиц (душ) зерно.
Распространенными являются гадания на перекресток. У восточных славян совершается «подслушивание» на перекрестке: откуда донесутся какие - либо звуки, туда девушка пойдет замуж. В Витебской губернии парень, желая узнать, с какой стороны будет невеста, покрывал голову собственноручно приготовленным блином и отправлялся на перекресток слушать лай собак. У лужичан девушка, набрав в рот капусты, идет в новогоднюю ночь на распутье дорог в ожидании, что первый встречный и окажется ее мужем.
На перекрестке совершаются предопределяющие судьбу встречи. Так, если в семье часто умирали дети, лучшим средством исправить ситуацию считался выход отца новорожденною на распутье дорог, где он выжидал проезжих и прохожих: первых встретившихся мужчину и женщину он приглашал в кумовья своему ребенку.