У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Видеть людей насквозь. Разбираться во внутреннем мире окружающих как в детской головоломке. Многие мечтают о таких талантах, но лишь немногие действительно овладевают подобными навык ами. Почему же это так сложно? Что мешает нам научиться понимать людей?
Для психологии проблема объективного понимания другого человека тоже стала актуальной. Было обнаружено множество особенностей нашего социального
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Эффект ореола.
Достаточно известное явление. На основании небольшого количества информации или даже общего впечатление у нас складывается определённый образ человека, а далее поступающая информация либо не учитывается, либо корректируется под уже сложившийся образ. Человек, которого нам представили как добродушного и честного, или совершившего на наших глазах какой-то хороший поступок, или даже просто внешне привлекательный, будет долго оцениваться нами как хороший, даже если мы узнаем о нём то, что может противоречить этому образу. Плохое впечатление будет иметь то же воздействие. Человек долго и не заслуженно может считаться нами плохим даже при совершении хороших поступков (они будут либо не замечаться/восприниматься, либо, например, расцениваться как способ
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Эффект первичности.
Этот эффект проявляется при восприятие незнакомых людей. Выяснилось, что при анализе незнакомца, человек больше опирается на первую полученную им информацию. В экспериментальных условиях одной группе испытуемых сначала говорилось, что человек, которого им нужно оценить –
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Эффект новизны.
В отличии от предыдущего эффекта, этот проявляется при общении со знакомым человеком. Можно увидеть человека в другой обстановке (например, хорошего друга детства на рабочем месте) или близкий человек совершает неожиданный для вас поступок. Такая последняя/новая информация оказывает наибольшее влияние на восприятие человека. Данный эффект обычно работа ет 3-5 дней. В течение этого времени знакомый человек будет восприниматься через призму этой новой информации.
Эффект установки.
Восприятие другого также зависит от наших представлений о той группе в которую он входит. Это может быть социально-экономическая группа, этническая, субкультура. Например, отношение к человеку в связи с его
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Стереотипизация.
Всем знакомое понятие стереотип возникает в результате стремления сделать выводы основываясь на малом количестве информации. В начале стереотипы помогают нам усвоить и структурировать информацию. Например, стереотипное представление о компетентном сотруднике у HR-специалиста или стереотип об определенном типе личности. При отсутствие достаточного опыта опора на
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Каузальная атрибуция.
Так называется один из основных механизмов нашего социального восприятия. Это механизм приписывания причин поведения, мотивов, чувств, целей человеку, которого мы пытаемся понять. Казуальная атрибуция интересна нам в связи с тем, что в результате её исследования было обнаружено, что в ситуации нехватки информации мы склонны переоценивать значимость личностных характеристик по сравнению с обстоятельствами. Пример: опоздавший человек с большей вероятностью будет считаться нами неорганизованным, нежели мы посчитаем, что так сложились обстоятельства (например, сломался трамвай).
Что помогает?
Научный подход в исследовании этих феноменов позволяет сказать, что с этими явлениями сталкивается каждый человек при взаимодействии с другими людьми. Важно помнить о существовании этих «помех», так как знание этих эффектов помогает нам их избегать, делая наше познание другого человека более объективным. Ещё одним способом объективации впечатления является обратная связь: каждая гипотеза/предположение о человеке должно быть проверено вопросом. Конечно же, это требует определенного опыта как в подборе формулировки вопроса, так и в интерпретации ответа. Простым и неожиданным способом повысить объективность познания другого является самопознание, а именно понимание того, как другие нас воспринимают, соотнесение представления о себе с оценками окружающих.
Важно быть внимательным к окружающим, но к себе — необходимо.