У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Рефрейминг — термин, который широко использует НЛП для описания используемых им процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных (возможно даже патогенных) психических шаблон ов.
Рамка вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм рефрейминга. В зависимости от того, что именно попадает в рамку, изменяется информация о содержании картины, а следовательно, и восприятие того, что на ней изображено.
Слово «рефрейминг» — отглагольное существительное от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «заново приспособить», «по-новому формулировать».
Сторонники НЛП описывают рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть позитивный ресурс», только его нужно увидеть и постараться использовать. Рефрейминг, по их мнению, это изменение контекста или ценности рассматриваемого явления.
Эти фразы для рефрейминга будут разобраны ниже в примерах:
• Я не могу выступать на сцене, потому что я боюсь.
• Ты опоздал, значит ты не заботишься обо мне.
Увеличения фрейма – смещение содержания в контекст более длительного временного отрезка, или на большое количество людей или в большую перспективу и так далее.
1. Метафрейм (укрупнение) – обобщение элемента убеждения до состояния, способного изменить отношение , определяемое убеждением. Например:
• Отсутствие смелости вовсе не значит, что ты вообще не можешь выступать.
• Я знаю, что я опоздал, но я ведь пришел.
2. Модель мира – переоценка убеждения с точки зрения иной модели мира. Например:
• Я знаю одного известного композитора который считает страх сцены необходимой предпосылкой удачного выступления.
• Есть такие компании, в которых даже модно опаздывать.
3. Намеренье – выделение цели или убеждения. Например:
• Ты от чего пытаешься себя защитить: от ошибок или от успеха?
• Я очень рад, что ты даешь мне знать, что наши отношения важны для тебя.
4. Иерархия критериев – переоценка убеждения с точки зрения более высокого критерия. Например:
• Конечно можно наплевать на вызов, да?
• Что для тебя важнее: моя безопасность или моя быстрота?
5. Последствие – обращение внимания на тот эффект, который вызовет это убеждение или отношения, которые будут определяться этим убеждением. Например:
• Хорошо, семь лет подготовки к этому выступлению коту под хвост!
• Сейчас мы ругаемся по мелочах, потом начнем постоянно сорится и вообще перестанем общаться. Ты этого хочешь?
Уменьшение фрейма – смещение убеждения в контекст менее длительного временного отрезка, или на меньшее количество людей или в меньшую перспективу и так далее.
6. Уменьшение – выделение из предложения части, способной изменить отношение, определяемое убеждением. Например:
• А сколько случаев показали тебе, что ты не в состоянии выступать?
• Я не верю, что опоздание на 10 минут может испорт ить наши отношения.
7. Применение к самому себе – оценка убеждения в соответствии с критерием или отношением, им определяемым. Например:
• Ты не можешь упустить возможность выступить, так как до сих пор у тебя не было такой возможности.
• А почему ты сама не одета до сих пор?
8. Стратегия реальности – переоценка убеждения на основании сенсорно обоснованных доказательств. Например:
• Как именно ты знаешь о том, что не можешь выступать?
• Сколько минут моего опоздания дают тебе знать, что я не забочусь о тебе?
9. Переопределение – замена одного из слов в предложении выражающем убеждение, близким по смыслу, но имеющим иное значение. Например:
• Это, наверное, означает, что ты либо никогда не выступал, либо никогда по настоящему не боялся.
• Ты называешь это опоздание, а я возможностью добраться сюда без стресса.
Смещение на другой фрейм – смещение применения убеждения к аналогичным ситуациям, но которые привели к совершенно другим последствиям.
10. Аналогия – пример отношения, аналогичного определяемого убеждения, но в иной ситуации. Например:
• Если бы все на свете боялись — на свете не было бы не одного музыка нта.
• Если все, кто опаздывают не заботятся друг о друге, тогда почему столько счастливых пар?
11. Пример-противоположность – пример, противоположный данному убеждению. Например:
• Ты не мог разговаривать, когда был ребенком, но ведь научился.
• Я опоздал, когда нес тебе завтрак, но ты же знаешь что я беспокоился о тебе.
12. Другой результат – одновременное изменения рамок действия убеждения и переориентация на другой результат. Например:
• Смысл не в том, что ты этого не можешь делать, а в том, что ты сделаешь это наилучшим образом.
• Смысл не в том опоздал я или нет, а в том веришь ли ты мне, что я забочусь о тебе