Детство отражение нас и нашей жизни. Как влияет ранний опыт отношений с родителями на всю дальнейшую жизнь? Об этом в интервью врачом психотерапевтом Единого Европейского Реестра, телесно-ориентированным психотерапевтом —
.
— Сейчас многие говорят о том, что современная молодежь инфантильна, не зрела. Связаны ли эти тенденции с особенностями воспитания в современных семьях?
— В разные времена не было одной тенденции к воспитанию ребенка. Думать так - утопия. Не было ни одной монокультуры, где бы одинаково воспитывали детей. Мы знаем о неких клише по наблюдениям историков, путешественников. Они видели общие моменты и имели свою точку зрения. В каждом конкретном племени существует многосложная, многосвязная система, у которой есть общие тенденции. Но есть и различия в каждой семье. В современном мире при такой доступности информации нет культуры и монокультуры воспитания, они очень разные. Поэтому стоит осветить эту тему.
Мне нравится термин «осветить». Если ночью светить на корягу с одной стороны - она может показаться крокодилом, с другой стороны - чем-то иным. Необходимо очень много точек освещения, чтобы видеть картину целиком.
Я предлагаю немного попутешествовать и с разных точек осветить эту тему. Потому что большинство родителей, воспитывающие детей, хотят иметь опору в этой теме, и знать, как правильно воспитывать . Они верят, что такое есть.
— То есть рецептов воспитания нет?
— Рецепты как раз есть. Но они всего лишь рецепт ы, которые каждый раз меняются. Каждое выросшее поколение отвергает предыдущие воспитательные стратегии своих родителей. Не всегда, но в большинстве случаев.
— С чем это связано?
— С тем, что взросление не простой процесс, и большинство детей найдут к чему придраться у своих родителей.
— Это тот самый конфликт отцов и детей?
— Это одна из граней вечного конфликта отцов и детей. Я бы не стал это описывать как конфликт. Смотрите - мы родители , и мы думаем, что знаем о себе всё. И тут изнутри нас рождается новое существо, которое видит нас совсем по-другому - не такими, как мы ожидаем. Дети проявляют нас. В этом плане логично, что дети разоблачают родителей.
— Каким образом?
— Начиная подростковым разочарованием в родителях, как необходимым процессом становления личности подростка, заканчивая глобальными вещами. Например, вы становитесь родителем, считая, что раньше мама с папой по отношению к вам поступали неправильно, и тут же понимаете на примере своих детей, почему они так делали и понимаете себя. Возможно ли это узнать до рождения ребенка? Вряд ли.
Человек до рождения ребенка и после - это две разные формы существования. Как гусеница, куколка и бабочка. В этом наше желание того, чтобы дети были лучше нас. Родители - почва для детей, на которую они встанут, смогут оттолкнуться и пойдут своими дорогами.
— То есть подростковый бунт - это этап взросления?
— Да. Часто это достаточно болезненный процесс для многих членов семьи.
— Родителям следует его переждать?
— Я не хотел бы говорить сейчас о рецептах. Сейчас в норме уже нет подросткового возраста. И даже бунта подросткового нет. Я встречаю много тридцатилетних людей и старше, которые ни разу не переживали подросткового бунта и даже бунта трех – пяти лет.
В современном социуме достаточно безопасно. И бунт не так уж необходим. Очень легко быть хорошим пай-мальчиком, сохраняя прежнюю свою инфантильность, прежние свои связи, даже находясь на удалении от своих родителей.
Раньше, уезжая от своих родителей, дети редко связывались с ними по телефону, было сложно с деньгами. Сейчас все вопросы решаются в пределах 3 минут: телефонная связь, интернет, мессенджеры. Даже если вы не звоните своим родителям, считая себя абсолютно самостоятельными личностями, это не значит что так и есть на самом деле, и не означает того, что вы живете своими желаниями и идеями. Это одно из заблуждений. Большинство людей до тридцати лет вряд ли осознают ту силу и степень родитель ского мировоззрения, через которое они смотрят на мир.
— Интересно более наглядно увидеть. Предполагаю, что не специалистам будет сложно воспринять это.
— Для этого надо немного погрузиться в этапы сепарации, а потом описать, что же такое сепарация. Сепарация происходит от слова separatio — отделение. Сейчас процесс сепарации очень активно развивается среди клиентов, среди психологов. Об этом много говорят.
— Почему сепарация сейчас так актуальна в этой среде?
— Потому что психологи наблюдают большое многообразие нарушений сепарации.
— Например?
— Отсутствие сепарации.
Я разобью взросление на несколько этапов. Я хочу познакомить читателя с базовыми вещами, которые очень заметны, в которых читатель может узнать себя.
Первое - будущему эмбриону удалось внедриться в матку. Мама может об этом знать или не знать. Родители могут хотеть или не хотеть ребенка. Это может не препятствовать будущему появлению на свет. Соответственно, с этого времени у матерей начинает формироваться будущее материнство – будущая диада. Здесь все силы матери тратятся не на сепарацию, а на объединение.
— Даже если женщина не желает ребенка?
— Это другой вопрос. Я говорю о подсознательных процессах. У нас все настроено на то, чтобы запустить процессы объедения. Когда мы влюбляемся, мы любим в человеке самого себя, мы ищем сходности, общности, то, что нас объединяет: ты вилку держишь также как и я, ты слушаешь ту же музыку.
— Мы созданы друг для друга!
— Да. Это в природе любого живого существа - принцип подобия, принцип узнавания себя в мире, принцип проецирования. Они всегда используются, когда мы смотрим на мир. Мама тратит все силы, чтобы объединиться с ребенком, создать с ним прочную диаду. Это также похоже на пару, которая перестает общаться с друзьями, делает все, чтобы объединиться и создать свое гнездышко. Они стремятся быть вместе.
По принципам создания пары можно сказать, как у ребенка формировалась диада в утробе матери.
Способность выстраивать диадные отношения , заложенная внутриутробно будет сказываться в последующем на способности выстраивать такие же диадные отношения с друзьями, с интимными партнерами, на работе и так далее.
— А это не зависимые отношения?
— В диаде немыслимо использовать термин зависимости, потому что диада - это и есть взаимопоглощение. Это тотальная зависимость и в этом ничего плохого нет. Если бы ее не существовало, то ребенок бы не выжил.
— Многим будет непонятно, что означает: как формировались отношения внутриутробно, так ребенок будет в дальнейшем формировать отношения в жизни. Поясни, пожалуйста?
— Если вы не способны выстраивать полноценных диадных отношений с партнером, то есть близких, доверительных, чувствительных, чувствовать другого человека, чувствовать себя в этих отношениях, соответственно, вы можете сделать вывод о своей внутри утробной диаде с мамой.
— То есть если человек не может выстраивать доверительных, чувственных отношений значит, связь с мамой была нарушена?
— Не у всех матерей формируется плотная связь с ребенком. Не включается, условно говоря, инстинкт мамы. Некоторые не готовы психологически к рождению ребенка или считают, что готовы, а по факту нет.
Раньше в деревнях маленькая девочка видела, как рожают тетки, как ее мама рожает, для нее это не шокирующая информация, для нее это - повседневная жизнь. Она помогала бабкам-повитухам, поднося воду. Соответственно, когда она сталкивается со своим родовым процессом для нее это не вызывает кошмара и страха. Современные девочки видят, как происходят роды только с экрана, где из накрашенной актрисы достают годовалого ребенка.
Какую диаду может обеспечить современная девочка? Очень слабую. К счастью, есть люди, которые хотят детей, хотят выстраивать диадные отношения. И вот диада сформировалась, ребенок воспринимает маму как свою вселенную, как себя. Это тотальная зависимость. Здесь термин зависимости или свободы не применимы.
Именно это нас насыщает и позволяет от маленькой клеточки развиться до полноценного существа. При рождении происходит сепарация. Самая первая сепарация - процесс отрезания пуповины. Уже на этом этапе могут возникнуть сложности, как у ребенка, так и у мамы. Многие женщины, испытывая боль при родах, начинают отчуждаться от своего ребенка или в результате травматического родового процесса ребенка не приносят маме сразу, а приносят через несколько часов, когда основные импринтные процессы уже завершили свою работу.
— Импринтинг не всем знакомое понятие.
— Импринтинг - это запечатление образа мамы. Ребенок связывает запах мамы с образом мамы. Я работа л с клиентками, у которых после родов в силу обстоятельств уносили ребенка, и приносили спустя несколько часов, у многих так и не сформировалось чувство теплоты к ребенку.
Если яйца из гнезда птицы убрать, а потом вернуть назад, то птица может не признать своих же яиц. Нечто похожее происходит и с человеком. Это записано на подкорке и это очень важный момент.
— Хотя бы на пару секунд приложить ребенка к матери?
— Да. Между прочим, это касается не только женщин, такие же механизмы есть и у мужчин. Пресловутый отцовский инстинкт - тот же самый материнский. Папы, присутствующие на родах всегда имеют более тесную связь со своими детьми и всегда их узнают. Я не имею в виду в детском саду.
— Много анекдотов на эту тему было в свое время.
— Был такой эксперимент – отцов, присутствующих и не присутствующих на родах, просили узнать из множества детей своих. Отцы, присутствующие на родах, 100% узнавали своих детей. Отцы, которых не было, выбирали методом «тыка».
Так вот. Далее ребенок начинает познавать мир. Он познает мир через себя и маму. Мама является сферой безопасности. Представьте, вы погружены в водяной шар с вами кто-то разговаривает. Этот водяной шар преломляет мир. Вы смотрите на бабочку и не знаете, бояться ее или не бояться, а мама вам говорит: «Это бабочка, она красивая». Благодаря маме вы формируете свое отношения к бабочке. Все это формируется благодаря диадным отношениям.
Сформированная диада помогает ребенку выстраивать тесные отношения с родителями – объятия, поцелуи, посидеть рядом, положить голову, поползать по маме, папе. Это все показатели хорошего тесного телесного контакта. Не у всех детей такое есть.
— Мне казалось, что у всех детей есть желание телесного контакта с родителями.
— Не у всех есть возможность. Некоторых детей не трогают, не обнимают. Смысл диады в том, что в ней нет границ.
— Мама с ребенком единое целое?
— Да! Зачем эту нужно? Это нужно не только для того чтобы кормить его. Это необходимо, чтобы чувствовать ребенка. Ребенок не может объяснить словами, что ему нужно. Он не может показать, что у него болит животик. Мама должна догадываться, должна чувствовать ребенка. Поэтому люди, застрявшие в диаде, будучи уже взрослыми, уверенны, что моя «половинка» будет чувствовать меня.
Самое смешное, когда мы это требуем от своих половых партнеров. Особенно, забавно, когда женщина это требует от мужчины. По факту, желая в мужчине видеть маму. Мужчина не должен чувствовать и предугадывать желания партнерши. Если он будет чувствовать - он будет мамой.
К чести мужчин скажу, что на момент ухаживаний он превращается в маму. Дарит цветы, конфеты, ухаживает, заботится. Это тоже на уровне наших древних процессов. Таким образом, мужчина показывает: смотри, я умею заботиться о детях. Во мне тоже есть мама, я о тебе забочусь как о ребенке.
С этим связана и ревность многих женщин, когда у пары появляется ребенок. Мужчина резко меняется, заботится уже о детях, а не о женщине. Так же и у женщины - она переключается на ребенка, ей не хватает внимания, чтобы удовлетворять детские потребности мужа. Для неподготовленной пары это кризис.
Люди, застрявшие в диаде до трехлетнего возраста, будучи взрослыми, не способны выстраивать зрелых отношений. Парень с девушкой существуют в диаде, и при рождении ребенка они выстраивают диаду только с ребенком.
— При этом отворачиваясь друг от друга?
— Да. Так у женщины резко пропадает секс уальное влечение к своему мужу. Не потому что она его разлюбила. Она его как мужчину никогда не любила, ей мужчина нужен был как мама.
— Мама – суррогат?
— Да, когда рождается ребенок, она выстраивает чувственный контакт с ним. Это как человек с одной рукой - он может выстраивать отношения только с одним. А муж оказывается лишним.
Такой же механизм может быть и у мужчин. Он может ревновать к ребенку и ситуация может закончиться плачевно для пары.
— Да, я много таких историй слышала.
— В диаде нет ничего плохого. Чаще всего, когда психологи говорят о диаде, они подразумевают патологические отношения. К сожалению, «невзрослый» человек отказывается от диады, говоря: «Теперь я взрослый», перерезает пуповину и идет на работу. То есть он заставляет себя быть взрослым, вместо того чтобы разрешать себе проживать разные состояния и внутриутробные, и детские, и подростковые, и взрослые.
Далее диада перерастает в триаду. Задача триады сформировать представления о себе, как о половом партнере в отношениях. Мальчик познает себя как мальчика, девочка как девочку. Тут начинается самый тяжелый процесс для родителей. Мальчик активно ревнует маму к папе, девочка - папу к маме. Если спросить девочку за кого она выйдет замуж, она ответит - за папу. Про такие разговоры с малышами тоже много роликов в интернете.
Ребенок воспринимает своего родителя противоположного пола как своего сексуального партнера. Здесь может быть множество вариаций нарушения отношений. Поддерживает ли папа, либо критикует, либо игнорирует этот процесс. А представьте, если все усложняется рождением второго ребенка. Очень много дорог. Но в этом и содержится основной смысл.
Если бы не было такого многообразия отношений, то все люди были бы одинаковы в своих стратегиях. Поэтому мы уникальны, не только благодаря нашим генам, интеллекту, но и благодаря нашей жизни, сложившейся с родителями.
Именно в этом возрасте от трех до пяти лет складывается основное ядро нашей личности.
— Многие родители не знают, как реагировать на такие высказывания детей: я женюсь на маме, я выйду замуж за папу. Это естественный процесс сепарации и идентификации себя со своим полом.
— Если у людей есть сложности в понимании этого процесса, рекомендую обратиться к психологу, он даст конкретные инструменты работы, внутри своей семьи и с ребенком. К сожалению, многие родители настолько не подготовлены к детям, что нуждаются сейчас в банальном ликбезе. Какие фазы ребенок проходит, какие фазы проходит семья. Банальное понимание успокаивает многих. А если они к тому же получают практические инструменты работы – это очень здорово.
Казалось бы, почему родители прошлых столетий были более подготовлены, не зная психологии. У них был пример. В семье обычно от 6 до 20 детей. Не все выживали, но был пример. Когда один ребенок в семье, он не знает, как воспитывать детей, у него не было примера. Он видел это только своими глазами.
— Каким образом происходит процесс сепарации на этом этапе?
— Девочка осознает что она девочка и через кризис понимания того, что она никогда не получит папу, потому что папа уже достался этой женщине, она выбирает быть похожей на маму.
— Чтобы получить такого самца как папа?
— Да, совершенно верно. У многих современных людей это сепарация не пройдена. В триаду многие не перешли.
— Как можно увидеть и идентифицировать в человеке перешел ли он в триаду или у него незавершенные диады в жизни?
— Например,вы женщина и вам говорят: ты очень похожа на свою мать. Если вы мужчина и вам говорят: ты такой же, как отец. И, если это вызывает у вас отвращение, негативные эмоции, то вы не приняли свою половую идентификацию.
Здоровый человек говорит: «Да, я похож на маму, я похож на папу, но я могу выбирать то поведение, те пути, которые я хочу. Я не обязан повторять судьбу своих родителей».
Возможно, у тех, кто сталкивается с этой информацией впервые, могут подняться эмоции, переживания, возмущение.
Это не последний этап сепарации. Следующий этап - это школа, социализация ребенка. Многие матери не успевают за развитие м ребенка. Матери, испытывающие близость и любовь к своему ребенку, всегда инфантилизируют детей, приписывая им более слабые характеристики, и более слабые черты, чем есть на самом деле. Тем самым стараются удержать ребенка возле себя.
Сыночку уже 25 лет, а мать все еще интересуется, покушал ли он. Таким образом мать сохраняет свою диаду с ребенком, возможно, это помогает ей не чувствовать себя одиноко.
И уже потом подростковый возраст, когда просыпается вся сексуальность. Этот возраст нужен для того, чтобы определиться со своим сексуальным партнерством и зачать ребенка. Для многих, возможно, это шок. Биологический возраст максимальной плодовитости женщин и мужчин 14 – 16 лет. К сожалению, мозги современной молодежи не способны даже за собой ухаживать в силу инфантильности общества, но биология не обращает на это внимание. Она не может измениться за 200 – 500 лет.
Естественно, самые близкие люди это родители. Для того чтобы не было инцеста в отношениях, в нашей среде закрепилось много механизмов. Подростки начинают испытывать отвращение к родителям, родители к детям. Между ними возникает стена непонимания, которая спасает и помогает сепарации.
Следующий этап сепарации, когда ребенок начинает жить отдельно. Здесь уже люди пробуют себя в отношениях. На что они опираются? Они опираются, прежде всего, на рельсы, которые они заимствовали у своих родителей. Это те рельсы, которые помогают нам двигаться.
В силу подросткового максимализма мы считаем, будто сами выбираем свой путь. Когда мы говорим меня воспитывали не правильно, поэтому своих детей я буду воспитывать не так. Многим кажется, что они воспитывают детей по-своему. На самом деле, мы не говорим и не понимаем, как мы хотим воспитывать. Мы говорим лишь о том, как не хотим. В результате получается то же самое, что и с родителями.
— Потому что своего не сформировано?
— Да. А откуда сформируется свое? Когда вы хороший мальчик или бунтарь, то не живете своим, вы живете либо по показаниям родителей, либо против них. Поэтому удел всех хороших мальчиков и бунтарей - это разочарование.
— Разочарование в чем?
— В себе, в мире, в родителях. Могу открыть маленькую тайну. Разочарование - это один из самых важных механизмов взросления. Человек, который ни разу не разочаровывался в себе и в людях, не способен построить прочных и реальных отношений. Вдумайтесь в слово «разочарование». Это снятие чар.
Сейчас, возможно, будет болезненная для многих мысль. Только полностью разочаровавшись в своем партнере, вы можете с ним построить реальные отношения. До этого были виртуальные очки.
К сожалению, многие люди никогда не допускают разочарования, чтобы не испытывать это чувство.
Я думаю всем знаком мягкий вариант. Вы мечтали побывать в какой-то стране. Прилетаете, а там совсем не так, как вы себе придумали. Но страна в этом не виновата. Она не обязана угождать вашим фантазиям. Разочарование нас заземляет, и мы начинаем становиться на свои ноги, начинаем чувствовать, что только тогда в этом случае и может родиться то, что мы хотим.
— Уже можно сформировать свои желания?
— Хотя бы начать чувствовать. Когда нам кажется, что мы нашли себя, у нас появляются собственные дети.
Когда-то этот процесс был более ужат. Людям было по 14 – 16 лет и у них были уже свои дети. Естественно, мы также будем проходить все стадии, разочаровывая наших детей. Для чего? Для того чтобы они тоже взрослели, выстраивали зрелые реальные отношения, а не фантасмагоричные.
Приведу очень частый пример. В семье растет девочка, она очень любит папу, но папа командировочный. Естественно, для девочки папа в фантазиях очень хороший, а мама очень плохая. С кем реально проводит время это девочка? Конечно, с мамой, а с папой только когда он приезжает, дарит ей пушистого зайку и снова уезжает. Тогда он хороший.
Представьте, такая женщина, вырастая, выбирает мужчину типа папы, но простроить с ним реальные отношения она не может. Потому что она не знает, что делать с мужчиной, который находится в доме больше двух суток. Она делает все так, чтобы изжить его. Тогда он превращается в командировочного и всех это устраивает.
— И что ей делать?
— А что ей мешает принять мужчину таким, какой он есть? Принять себя с мужчиной такой, какая она есть? Идеализация. Как только она разочаруется в идеализации папы и примет папу реальным, увидит в нем реального человека, только тогда сепарация и будет более полной.
Завершенная сепарация - это утопия. Для того чтобы завершить сепарацию, вы должны уничтожить гены. Мы говорим о психо-эмоциональной сепарации.
— Чем же важна сепарация?
— Следует сказать, что такое здоровая сепарация. Зрелая сепарация – это когда мы делаем то, что хотим, опираясь на своих родителей как на почву и воплощая свои желания.
Зрелый человек говорит: «Я похож на маму, я похож на папу. Во мне есть стратегии и черты обоих родителей. Я благодарен им за эти черты, потому что другого у меня нет. Но я знаю чего я хочу, это может совпасть с моими родителями, может не совпасть, но у меня такие отношения, что они меня поддержат и поймут. А если не поддерживают и не понимают, то я все равно буду делать то, что хочу, то, что мне важно и буду доносить до них эту информацию».
Нездоровый человек продолжает делать то, что он хочет, как ему кажется, испытывая при этом чувство вины. Либо делает то, что ему родители сказали, и не способен защитить свои границы.
— Многие люди считают, что это их выбор, их путь. Причем, со стороны видно, что это - родительская тема.
— Потому что мы как биологические существа разделяем себя и родителей, а с точки зрения психо-эмоциональных существ - границы между нами и родителями сложно провести. Попробуй вычленить, где структура поведения мамы, где папы? Где гены мамы, где папы?
В конфликтных семьях часто говорят: «Ты ведешь себя как отец» или «а вот это у тебя сидоровские корни». Ребенок не может себя разделить на Сидоровых и Ивановых, он - часть обеих семей.
Если у родителей хватает любви, чтобы сформировать прочную диаду, то внутри семьи образуется сфера, в которой развивается ребенок. Он растет в любви - это когда родители любят друг друга, а не его.
Если этой любви хватает, чтобы объединить два рода и если в родах много поддержки, любви, понимания, то ребенку даже в голову не придет разделять себя на Сидоровых и Ивановых. Он будет благодарен своим корням.
Может ребенка, что-то не устраивать в своих родителях? Да, сто процентов. Также как и его детей не будет устраивать он сам, но это не мешает любить. К сожалению, не завершённые сепаранты выбирают категоричные мнения. Они все делят на черное и белое. Я теперь взрослый, я больше не могу быть ребенком. А какой смысл в более взрослой стадии, если ты исключаешь предыдущую стадию? Более зрелая часть включает в себя все предыдущие. Взрослый человек может быть и эмбрионом, и грудничком, и маленьким ребенком, и подростком, и взрослым. А если вы считаете, что вы теперь взрослый, то это всего лишь мнение о себе.
— Никак не связанное с реальностью?
— Да. Назовем это псевдозрелостью.
Есть еще сепарационные моменты. Когда мы видим своих родителей немощными. Многие дети отворачиваются от своих родителей, желая сохранить образ родителей как сильных, здоровых людей. Это заставляет нас быть старше. Когда умирают родители, то за вашей спиной фактически нет той поддержки. Пока есть мама, папа, даже если у вас ужасные отношения, то остается хотя бы шанс, что при какой-то ситуации они помогут или погладят по голове. Хотя бы шанс. Когда они уходят из жизни, такого шанса уже нет. И об этом многие сожалеют.
— Последствиями отсутствия сепарации можно назвать инфантилизацию общества, застревания в подростковом возрасте?
— Конечно, можно. А смысл ребенку взрослеть, если в этом нет необходимости?
— Многие взрослые обвиняют молодое поколение в беспомощности, в инфантилизме.
— Давай приведу классический пример. Родители не взрослые - не повзрослевшие дети, которые не умеют воспитывать детей. Рожают ребенка и, фактически, не воспитывают его. Делают все за него, создают комфорт, безопасность, стараясь угодить во всем, ожидая, что в 18 лет ребенок скажет: «Спасибо, теперь я возмещу вам весь долг и буду носить вас на руках».
С чего они так решили? Ведь ребенок инфантилен! Родители приходят к психологу с таким подростком и говорят: «Сделайте с ним что-нибудь». Откуда у ребенка появятся зрелые стратегии, если он не смог их перенять у родителей? Это классический пример незавершенной сепарации. Как у родителей, так и у ребенка. А ребенок будет злиться, ведь его не готовили к этому.
Если бы началась война, то процесс сепарации начался бы автоматически. И зрелость, была бы более выгодна для человека. Современному молодому человеку нет необходимости быть сексуально зрелым. Наоборот, чем они более инфантильны, тем более обеспечены они будут: родители купят квартиру, машину, оплатят обучение. А если возникает катастрофическая ситуация - например, родители умирают. Тогда они начинают шевелиться, тогда у них появляется мотив сексуально зреть.
Посмотрите глазами подростка. Зачем психологически созревать, чтобы быть такими же, как его родители, которые пашут на трех работах? Но не все так плохо, поскольку наше общество огромно и обладает большим количеством связей, и помимо родителей есть еще много других фигур, у которых дети и подростки могут брать пример.
Не нужно родителям волноваться о том, что ребенок от них отворачивается. Некий тренер - это тоже часть папы, некая женщина-кумир выбирается также через призму отношений с мамой. Это все - осколочки наших мам и пап внутри нас.
— Затрону тяжелую тему. Дети-отказники, от которых отказались, и которые попали в дом малютки.
— Это миф. Их родители живут рядом.
— Я про тех, кого оставили в роддоме.
— Как ты думаешь, какой процент их?
— Даже не знаю…
— Десять процентов. Этой байка, что в детских домах и интернатах находятся дети без своих родителей. Родители их навещают либо бабушки, тети. Более того, если есть дети, которые полностью лишились своих родителей, которые умерли. У них есть фантазии о своих родителях, и, самое главное, у них есть гены. Даже если вы ничего не знаете о родителях, у вас есть гены, вы сотканы из них. Насколько мы это принимаем, отрицаем, позволяем прорастать в нашей психике - это уже другой вопрос. Наши отношения с внутренними родителями находят воплощение в отношениях с воспитателями, ровесниками, учителями. Наши учителя это всего лишь отзвуки наших отношений с родителями.
— Безусловно, фигура учителя / наставника реального, а не из интернета, как сейчас популярно это — очень важна!
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
— Сейчас многие говорят о том, что современная молодежь инфантильна, не зрела. Связаны ли эти тенденции с особенностями воспитания в современных семьях?
— В разные времена не было одной тенденции к воспитанию ребенка. Думать так - утопия. Не было ни одной монокультуры, где бы одинаково воспитывали детей. Мы знаем о неких клише по наблюдениям историков, путешественников. Они видели общие моменты и имели свою точку зрения. В каждом конкретном племени существует многосложная, многосвязная система, у которой есть общие тенденции. Но есть и различия в каждой семье. В современном мире при такой доступности информации нет культуры и монокультуры воспитания, они очень разные. Поэтому стоит осветить эту тему.
Мне нравится термин «осветить». Если ночью светить на корягу с одной стороны - она может показаться крокодилом, с другой стороны - чем-то иным. Необходимо очень много точек освещения, чтобы видеть картину целиком.
Я предлагаю немного попутешествовать и с разных точек осветить эту тему. Потому что большинство родителей, воспитывающие детей, хотят иметь опору в этой теме, и знать, как правильно воспитывать . Они верят, что такое есть.
— То есть рецептов воспитания нет?
— Рецепты как раз есть. Но они всего лишь рецепт ы, которые каждый раз меняются. Каждое выросшее поколение отвергает предыдущие воспитательные стратегии своих родителей. Не всегда, но в большинстве случаев.
— С чем это связано?
— С тем, что взросление не простой процесс, и большинство детей найдут к чему придраться у своих родителей.
— Это тот самый конфликт отцов и детей?
— Это одна из граней вечного конфликта отцов и детей. Я бы не стал это описывать как конфликт. Смотрите - мы родители , и мы думаем, что знаем о себе всё. И тут изнутри нас рождается новое существо, которое видит нас совсем по-другому - не такими, как мы ожидаем. Дети проявляют нас. В этом плане логично, что дети разоблачают родителей.
— Каким образом?
— Начиная подростковым разочарованием в родителях, как необходимым процессом становления личности подростка, заканчивая глобальными вещами. Например, вы становитесь родителем, считая, что раньше мама с папой по отношению к вам поступали неправильно, и тут же понимаете на примере своих детей, почему они так делали и понимаете себя. Возможно ли это узнать до рождения ребенка? Вряд ли.
Человек до рождения ребенка и после - это две разные формы существования. Как гусеница, куколка и бабочка. В этом наше желание того, чтобы дети были лучше нас. Родители - почва для детей, на которую они встанут, смогут оттолкнуться и пойдут своими дорогами.
— То есть подростковый бунт - это этап взросления?
— Да. Часто это достаточно болезненный процесс для многих членов семьи.
— Родителям следует его переждать?
— Я не хотел бы говорить сейчас о рецептах. Сейчас в норме уже нет подросткового возраста. И даже бунта подросткового нет. Я встречаю много тридцатилетних людей и старше, которые ни разу не переживали подросткового бунта и даже бунта трех – пяти лет.
В современном социуме достаточно безопасно. И бунт не так уж необходим. Очень легко быть хорошим пай-мальчиком, сохраняя прежнюю свою инфантильность, прежние свои связи, даже находясь на удалении от своих родителей.
Раньше, уезжая от своих родителей, дети редко связывались с ними по телефону, было сложно с деньгами. Сейчас все вопросы решаются в пределах 3 минут: телефонная связь, интернет, мессенджеры. Даже если вы не звоните своим родителям, считая себя абсолютно самостоятельными личностями, это не значит что так и есть на самом деле, и не означает того, что вы живете своими желаниями и идеями. Это одно из заблуждений. Большинство людей до тридцати лет вряд ли осознают ту силу и степень родитель ского мировоззрения, через которое они смотрят на мир.
— Интересно более наглядно увидеть. Предполагаю, что не специалистам будет сложно воспринять это.
— Для этого надо немного погрузиться в этапы сепарации, а потом описать, что же такое сепарация. Сепарация происходит от слова separatio — отделение. Сейчас процесс сепарации очень активно развивается среди клиентов, среди психологов. Об этом много говорят.
— Почему сепарация сейчас так актуальна в этой среде?
— Потому что психологи наблюдают большое многообразие нарушений сепарации.
— Например?
— Отсутствие сепарации.
Я разобью взросление на несколько этапов. Я хочу познакомить читателя с базовыми вещами, которые очень заметны, в которых читатель может узнать себя.
Первое - будущему эмбриону удалось внедриться в матку. Мама может об этом знать или не знать. Родители могут хотеть или не хотеть ребенка. Это может не препятствовать будущему появлению на свет. Соответственно, с этого времени у матерей начинает формироваться будущее материнство – будущая диада. Здесь все силы матери тратятся не на сепарацию, а на объединение.
— Даже если женщина не желает ребенка?
— Это другой вопрос. Я говорю о подсознательных процессах. У нас все настроено на то, чтобы запустить процессы объедения. Когда мы влюбляемся, мы любим в человеке самого себя, мы ищем сходности, общности, то, что нас объединяет: ты вилку держишь также как и я, ты слушаешь ту же музыку.
— Мы созданы друг для друга!
— Да. Это в природе любого живого существа - принцип подобия, принцип узнавания себя в мире, принцип проецирования. Они всегда используются, когда мы смотрим на мир. Мама тратит все силы, чтобы объединиться с ребенком, создать с ним прочную диаду. Это также похоже на пару, которая перестает общаться с друзьями, делает все, чтобы объединиться и создать свое гнездышко. Они стремятся быть вместе.
По принципам создания пары можно сказать, как у ребенка формировалась диада в утробе матери.
Способность выстраивать диадные отношения , заложенная внутриутробно будет сказываться в последующем на способности выстраивать такие же диадные отношения с друзьями, с интимными партнерами, на работе и так далее.
— А это не зависимые отношения?
— В диаде немыслимо использовать термин зависимости, потому что диада - это и есть взаимопоглощение. Это тотальная зависимость и в этом ничего плохого нет. Если бы ее не существовало, то ребенок бы не выжил.
— Многим будет непонятно, что означает: как формировались отношения внутриутробно, так ребенок будет в дальнейшем формировать отношения в жизни. Поясни, пожалуйста?
— Если вы не способны выстраивать полноценных диадных отношений с партнером, то есть близких, доверительных, чувствительных, чувствовать другого человека, чувствовать себя в этих отношениях, соответственно, вы можете сделать вывод о своей внутри утробной диаде с мамой.
— То есть если человек не может выстраивать доверительных, чувственных отношений значит, связь с мамой была нарушена?
— Не у всех матерей формируется плотная связь с ребенком. Не включается, условно говоря, инстинкт мамы. Некоторые не готовы психологически к рождению ребенка или считают, что готовы, а по факту нет.
Раньше в деревнях маленькая девочка видела, как рожают тетки, как ее мама рожает, для нее это не шокирующая информация, для нее это - повседневная жизнь. Она помогала бабкам-повитухам, поднося воду. Соответственно, когда она сталкивается со своим родовым процессом для нее это не вызывает кошмара и страха. Современные девочки видят, как происходят роды только с экрана, где из накрашенной актрисы достают годовалого ребенка.
Какую диаду может обеспечить современная девочка? Очень слабую. К счастью, есть люди, которые хотят детей, хотят выстраивать диадные отношения. И вот диада сформировалась, ребенок воспринимает маму как свою вселенную, как себя. Это тотальная зависимость. Здесь термин зависимости или свободы не применимы.
Именно это нас насыщает и позволяет от маленькой клеточки развиться до полноценного существа. При рождении происходит сепарация. Самая первая сепарация - процесс отрезания пуповины. Уже на этом этапе могут возникнуть сложности, как у ребенка, так и у мамы. Многие женщины, испытывая боль при родах, начинают отчуждаться от своего ребенка или в результате травматического родового процесса ребенка не приносят маме сразу, а приносят через несколько часов, когда основные импринтные процессы уже завершили свою работу.
— Импринтинг не всем знакомое понятие.
— Импринтинг - это запечатление образа мамы. Ребенок связывает запах мамы с образом мамы. Я работа л с клиентками, у которых после родов в силу обстоятельств уносили ребенка, и приносили спустя несколько часов, у многих так и не сформировалось чувство теплоты к ребенку.
Если яйца из гнезда птицы убрать, а потом вернуть назад, то птица может не признать своих же яиц. Нечто похожее происходит и с человеком. Это записано на подкорке и это очень важный момент.
— Хотя бы на пару секунд приложить ребенка к матери?
— Да. Между прочим, это касается не только женщин, такие же механизмы есть и у мужчин. Пресловутый отцовский инстинкт - тот же самый материнский. Папы, присутствующие на родах всегда имеют более тесную связь со своими детьми и всегда их узнают. Я не имею в виду в детском саду.
— Много анекдотов на эту тему было в свое время.
— Был такой эксперимент – отцов, присутствующих и не присутствующих на родах, просили узнать из множества детей своих. Отцы, присутствующие на родах, 100% узнавали своих детей. Отцы, которых не было, выбирали методом «тыка».
Так вот. Далее ребенок начинает познавать мир. Он познает мир через себя и маму. Мама является сферой безопасности. Представьте, вы погружены в водяной шар с вами кто-то разговаривает. Этот водяной шар преломляет мир. Вы смотрите на бабочку и не знаете, бояться ее или не бояться, а мама вам говорит: «Это бабочка, она красивая». Благодаря маме вы формируете свое отношения к бабочке. Все это формируется благодаря диадным отношениям.
Сформированная диада помогает ребенку выстраивать тесные отношения с родителями – объятия, поцелуи, посидеть рядом, положить голову, поползать по маме, папе. Это все показатели хорошего тесного телесного контакта. Не у всех детей такое есть.
— Мне казалось, что у всех детей есть желание телесного контакта с родителями.
— Не у всех есть возможность. Некоторых детей не трогают, не обнимают. Смысл диады в том, что в ней нет границ.
— Мама с ребенком единое целое?
— Да! Зачем эту нужно? Это нужно не только для того чтобы кормить его. Это необходимо, чтобы чувствовать ребенка. Ребенок не может объяснить словами, что ему нужно. Он не может показать, что у него болит животик. Мама должна догадываться, должна чувствовать ребенка. Поэтому люди, застрявшие в диаде, будучи уже взрослыми, уверенны, что моя «половинка» будет чувствовать меня.
Самое смешное, когда мы это требуем от своих половых партнеров. Особенно, забавно, когда женщина это требует от мужчины. По факту, желая в мужчине видеть маму. Мужчина не должен чувствовать и предугадывать желания партнерши. Если он будет чувствовать - он будет мамой.
К чести мужчин скажу, что на момент ухаживаний он превращается в маму. Дарит цветы, конфеты, ухаживает, заботится. Это тоже на уровне наших древних процессов. Таким образом, мужчина показывает: смотри, я умею заботиться о детях. Во мне тоже есть мама, я о тебе забочусь как о ребенке.
С этим связана и ревность многих женщин, когда у пары появляется ребенок. Мужчина резко меняется, заботится уже о детях, а не о женщине. Так же и у женщины - она переключается на ребенка, ей не хватает внимания, чтобы удовлетворять детские потребности мужа. Для неподготовленной пары это кризис.
Люди, застрявшие в диаде до трехлетнего возраста, будучи взрослыми, не способны выстраивать зрелых отношений. Парень с девушкой существуют в диаде, и при рождении ребенка они выстраивают диаду только с ребенком.
— При этом отворачиваясь друг от друга?
— Да. Так у женщины резко пропадает секс уальное влечение к своему мужу. Не потому что она его разлюбила. Она его как мужчину никогда не любила, ей мужчина нужен был как мама.
— Мама – суррогат?
— Да, когда рождается ребенок, она выстраивает чувственный контакт с ним. Это как человек с одной рукой - он может выстраивать отношения только с одним. А муж оказывается лишним.
Такой же механизм может быть и у мужчин. Он может ревновать к ребенку и ситуация может закончиться плачевно для пары.
— Да, я много таких историй слышала.
— В диаде нет ничего плохого. Чаще всего, когда психологи говорят о диаде, они подразумевают патологические отношения. К сожалению, «невзрослый» человек отказывается от диады, говоря: «Теперь я взрослый», перерезает пуповину и идет на работу. То есть он заставляет себя быть взрослым, вместо того чтобы разрешать себе проживать разные состояния и внутриутробные, и детские, и подростковые, и взрослые.
Далее диада перерастает в триаду. Задача триады сформировать представления о себе, как о половом партнере в отношениях. Мальчик познает себя как мальчика, девочка как девочку. Тут начинается самый тяжелый процесс для родителей. Мальчик активно ревнует маму к папе, девочка - папу к маме. Если спросить девочку за кого она выйдет замуж, она ответит - за папу. Про такие разговоры с малышами тоже много роликов в интернете.
Ребенок воспринимает своего родителя противоположного пола как своего сексуального партнера. Здесь может быть множество вариаций нарушения отношений. Поддерживает ли папа, либо критикует, либо игнорирует этот процесс. А представьте, если все усложняется рождением второго ребенка. Очень много дорог. Но в этом и содержится основной смысл.
Если бы не было такого многообразия отношений, то все люди были бы одинаковы в своих стратегиях. Поэтому мы уникальны, не только благодаря нашим генам, интеллекту, но и благодаря нашей жизни, сложившейся с родителями.
Именно в этом возрасте от трех до пяти лет складывается основное ядро нашей личности.
— Многие родители не знают, как реагировать на такие высказывания детей: я женюсь на маме, я выйду замуж за папу. Это естественный процесс сепарации и идентификации себя со своим полом.
— Если у людей есть сложности в понимании этого процесса, рекомендую обратиться к психологу, он даст конкретные инструменты работы, внутри своей семьи и с ребенком. К сожалению, многие родители настолько не подготовлены к детям, что нуждаются сейчас в банальном ликбезе. Какие фазы ребенок проходит, какие фазы проходит семья. Банальное понимание успокаивает многих. А если они к тому же получают практические инструменты работы – это очень здорово.
Казалось бы, почему родители прошлых столетий были более подготовлены, не зная психологии. У них был пример. В семье обычно от 6 до 20 детей. Не все выживали, но был пример. Когда один ребенок в семье, он не знает, как воспитывать детей, у него не было примера. Он видел это только своими глазами.
— Каким образом происходит процесс сепарации на этом этапе?
— Девочка осознает что она девочка и через кризис понимания того, что она никогда не получит папу, потому что папа уже достался этой женщине, она выбирает быть похожей на маму.
— Чтобы получить такого самца как папа?
— Да, совершенно верно. У многих современных людей это сепарация не пройдена. В триаду многие не перешли.
— Как можно увидеть и идентифицировать в человеке перешел ли он в триаду или у него незавершенные диады в жизни?
— Например,вы женщина и вам говорят: ты очень похожа на свою мать. Если вы мужчина и вам говорят: ты такой же, как отец. И, если это вызывает у вас отвращение, негативные эмоции, то вы не приняли свою половую идентификацию.
Здоровый человек говорит: «Да, я похож на маму, я похож на папу, но я могу выбирать то поведение, те пути, которые я хочу. Я не обязан повторять судьбу своих родителей».
Возможно, у тех, кто сталкивается с этой информацией впервые, могут подняться эмоции, переживания, возмущение.
Это не последний этап сепарации. Следующий этап - это школа, социализация ребенка. Многие матери не успевают за развитие м ребенка. Матери, испытывающие близость и любовь к своему ребенку, всегда инфантилизируют детей, приписывая им более слабые характеристики, и более слабые черты, чем есть на самом деле. Тем самым стараются удержать ребенка возле себя.
Сыночку уже 25 лет, а мать все еще интересуется, покушал ли он. Таким образом мать сохраняет свою диаду с ребенком, возможно, это помогает ей не чувствовать себя одиноко.
И уже потом подростковый возраст, когда просыпается вся сексуальность. Этот возраст нужен для того, чтобы определиться со своим сексуальным партнерством и зачать ребенка. Для многих, возможно, это шок. Биологический возраст максимальной плодовитости женщин и мужчин 14 – 16 лет. К сожалению, мозги современной молодежи не способны даже за собой ухаживать в силу инфантильности общества, но биология не обращает на это внимание. Она не может измениться за 200 – 500 лет.
Естественно, самые близкие люди это родители. Для того чтобы не было инцеста в отношениях, в нашей среде закрепилось много механизмов. Подростки начинают испытывать отвращение к родителям, родители к детям. Между ними возникает стена непонимания, которая спасает и помогает сепарации.
Следующий этап сепарации, когда ребенок начинает жить отдельно. Здесь уже люди пробуют себя в отношениях. На что они опираются? Они опираются, прежде всего, на рельсы, которые они заимствовали у своих родителей. Это те рельсы, которые помогают нам двигаться.
В силу подросткового максимализма мы считаем, будто сами выбираем свой путь. Когда мы говорим меня воспитывали не правильно, поэтому своих детей я буду воспитывать не так. Многим кажется, что они воспитывают детей по-своему. На самом деле, мы не говорим и не понимаем, как мы хотим воспитывать. Мы говорим лишь о том, как не хотим. В результате получается то же самое, что и с родителями.
— Потому что своего не сформировано?
— Да. А откуда сформируется свое? Когда вы хороший мальчик или бунтарь, то не живете своим, вы живете либо по показаниям родителей, либо против них. Поэтому удел всех хороших мальчиков и бунтарей - это разочарование.
— Разочарование в чем?
— В себе, в мире, в родителях. Могу открыть маленькую тайну. Разочарование - это один из самых важных механизмов взросления. Человек, который ни разу не разочаровывался в себе и в людях, не способен построить прочных и реальных отношений. Вдумайтесь в слово «разочарование». Это снятие чар.
Сейчас, возможно, будет болезненная для многих мысль. Только полностью разочаровавшись в своем партнере, вы можете с ним построить реальные отношения. До этого были виртуальные очки.
К сожалению, многие люди никогда не допускают разочарования, чтобы не испытывать это чувство.
Я думаю всем знаком мягкий вариант. Вы мечтали побывать в какой-то стране. Прилетаете, а там совсем не так, как вы себе придумали. Но страна в этом не виновата. Она не обязана угождать вашим фантазиям. Разочарование нас заземляет, и мы начинаем становиться на свои ноги, начинаем чувствовать, что только тогда в этом случае и может родиться то, что мы хотим.
— Уже можно сформировать свои желания?
— Хотя бы начать чувствовать. Когда нам кажется, что мы нашли себя, у нас появляются собственные дети.
Когда-то этот процесс был более ужат. Людям было по 14 – 16 лет и у них были уже свои дети. Естественно, мы также будем проходить все стадии, разочаровывая наших детей. Для чего? Для того чтобы они тоже взрослели, выстраивали зрелые реальные отношения, а не фантасмагоричные.
Приведу очень частый пример. В семье растет девочка, она очень любит папу, но папа командировочный. Естественно, для девочки папа в фантазиях очень хороший, а мама очень плохая. С кем реально проводит время это девочка? Конечно, с мамой, а с папой только когда он приезжает, дарит ей пушистого зайку и снова уезжает. Тогда он хороший.
Представьте, такая женщина, вырастая, выбирает мужчину типа папы, но простроить с ним реальные отношения она не может. Потому что она не знает, что делать с мужчиной, который находится в доме больше двух суток. Она делает все так, чтобы изжить его. Тогда он превращается в командировочного и всех это устраивает.
— И что ей делать?
— А что ей мешает принять мужчину таким, какой он есть? Принять себя с мужчиной такой, какая она есть? Идеализация. Как только она разочаруется в идеализации папы и примет папу реальным, увидит в нем реального человека, только тогда сепарация и будет более полной.
Завершенная сепарация - это утопия. Для того чтобы завершить сепарацию, вы должны уничтожить гены. Мы говорим о психо-эмоциональной сепарации.
— Чем же важна сепарация?
— Следует сказать, что такое здоровая сепарация. Зрелая сепарация – это когда мы делаем то, что хотим, опираясь на своих родителей как на почву и воплощая свои желания.
Зрелый человек говорит: «Я похож на маму, я похож на папу. Во мне есть стратегии и черты обоих родителей. Я благодарен им за эти черты, потому что другого у меня нет. Но я знаю чего я хочу, это может совпасть с моими родителями, может не совпасть, но у меня такие отношения, что они меня поддержат и поймут. А если не поддерживают и не понимают, то я все равно буду делать то, что хочу, то, что мне важно и буду доносить до них эту информацию».
Нездоровый человек продолжает делать то, что он хочет, как ему кажется, испытывая при этом чувство вины. Либо делает то, что ему родители сказали, и не способен защитить свои границы.
— Многие люди считают, что это их выбор, их путь. Причем, со стороны видно, что это - родительская тема.
— Потому что мы как биологические существа разделяем себя и родителей, а с точки зрения психо-эмоциональных существ - границы между нами и родителями сложно провести. Попробуй вычленить, где структура поведения мамы, где папы? Где гены мамы, где папы?
В конфликтных семьях часто говорят: «Ты ведешь себя как отец» или «а вот это у тебя сидоровские корни». Ребенок не может себя разделить на Сидоровых и Ивановых, он - часть обеих семей.
Если у родителей хватает любви, чтобы сформировать прочную диаду, то внутри семьи образуется сфера, в которой развивается ребенок. Он растет в любви - это когда родители любят друг друга, а не его.
Если этой любви хватает, чтобы объединить два рода и если в родах много поддержки, любви, понимания, то ребенку даже в голову не придет разделять себя на Сидоровых и Ивановых. Он будет благодарен своим корням.
Может ребенка, что-то не устраивать в своих родителях? Да, сто процентов. Также как и его детей не будет устраивать он сам, но это не мешает любить. К сожалению, не завершённые сепаранты выбирают категоричные мнения. Они все делят на черное и белое. Я теперь взрослый, я больше не могу быть ребенком. А какой смысл в более взрослой стадии, если ты исключаешь предыдущую стадию? Более зрелая часть включает в себя все предыдущие. Взрослый человек может быть и эмбрионом, и грудничком, и маленьким ребенком, и подростком, и взрослым. А если вы считаете, что вы теперь взрослый, то это всего лишь мнение о себе.
— Никак не связанное с реальностью?
— Да. Назовем это псевдозрелостью.
Есть еще сепарационные моменты. Когда мы видим своих родителей немощными. Многие дети отворачиваются от своих родителей, желая сохранить образ родителей как сильных, здоровых людей. Это заставляет нас быть старше. Когда умирают родители, то за вашей спиной фактически нет той поддержки. Пока есть мама, папа, даже если у вас ужасные отношения, то остается хотя бы шанс, что при какой-то ситуации они помогут или погладят по голове. Хотя бы шанс. Когда они уходят из жизни, такого шанса уже нет. И об этом многие сожалеют.
— Последствиями отсутствия сепарации можно назвать инфантилизацию общества, застревания в подростковом возрасте?
— Конечно, можно. А смысл ребенку взрослеть, если в этом нет необходимости?
— Многие взрослые обвиняют молодое поколение в беспомощности, в инфантилизме.
— Давай приведу классический пример. Родители не взрослые - не повзрослевшие дети, которые не умеют воспитывать детей. Рожают ребенка и, фактически, не воспитывают его. Делают все за него, создают комфорт, безопасность, стараясь угодить во всем, ожидая, что в 18 лет ребенок скажет: «Спасибо, теперь я возмещу вам весь долг и буду носить вас на руках».
С чего они так решили? Ведь ребенок инфантилен! Родители приходят к психологу с таким подростком и говорят: «Сделайте с ним что-нибудь». Откуда у ребенка появятся зрелые стратегии, если он не смог их перенять у родителей? Это классический пример незавершенной сепарации. Как у родителей, так и у ребенка. А ребенок будет злиться, ведь его не готовили к этому.
Если бы началась война, то процесс сепарации начался бы автоматически. И зрелость, была бы более выгодна для человека. Современному молодому человеку нет необходимости быть сексуально зрелым. Наоборот, чем они более инфантильны, тем более обеспечены они будут: родители купят квартиру, машину, оплатят обучение. А если возникает катастрофическая ситуация - например, родители умирают. Тогда они начинают шевелиться, тогда у них появляется мотив сексуально зреть.
Посмотрите глазами подростка. Зачем психологически созревать, чтобы быть такими же, как его родители, которые пашут на трех работах? Но не все так плохо, поскольку наше общество огромно и обладает большим количеством связей, и помимо родителей есть еще много других фигур, у которых дети и подростки могут брать пример.
Не нужно родителям волноваться о том, что ребенок от них отворачивается. Некий тренер - это тоже часть папы, некая женщина-кумир выбирается также через призму отношений с мамой. Это все - осколочки наших мам и пап внутри нас.
— Затрону тяжелую тему. Дети-отказники, от которых отказались, и которые попали в дом малютки.
— Это миф. Их родители живут рядом.
— Я про тех, кого оставили в роддоме.
— Как ты думаешь, какой процент их?
— Даже не знаю…
— Десять процентов. Этой байка, что в детских домах и интернатах находятся дети без своих родителей. Родители их навещают либо бабушки, тети. Более того, если есть дети, которые полностью лишились своих родителей, которые умерли. У них есть фантазии о своих родителях, и, самое главное, у них есть гены. Даже если вы ничего не знаете о родителях, у вас есть гены, вы сотканы из них. Насколько мы это принимаем, отрицаем, позволяем прорастать в нашей психике - это уже другой вопрос. Наши отношения с внутренними родителями находят воплощение в отношениях с воспитателями, ровесниками, учителями. Наши учителя это всего лишь отзвуки наших отношений с родителями.
— Безусловно, фигура учителя / наставника реального, а не из интернета, как сейчас популярно это — очень важна!
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация