• В этом разделе размещаются статьи из интернета.
    Для публикации своих авторских статей используйте Блоги.

Чтиво Смелость быть несовершенным

В своей лекции «Смелость быть несовершенным» психолог Рудольф Дрейкурс рассказывает, как нами ежедневно движет желание быть главнее и правее, где таятся корни страха совершать ошибки и почему это — всего лишь наследие рабской психологии авторитарного общества, с которым пора распрощаться.

Если вы до сих пор не избавились от навязчивого желания быть хорошим, то вот вам потрясающая речь австро-американского психолога Рудольфа Дрейкурса «Смелость быть несовершенным» («The Courage to be Imperfect»), которую тот прочёл в 1957 году в Орегонском университете. Она в первую очередь о том, что заставляет нас стремиться казаться лучше, чем мы есть, почему от этого желания так сложно избавиться и, конечно же, о том, как набраться смелости «быть неидеальным», что равнозначно понятию «быть настоящим».

Если уж я знаю, что такой плохой, то, по крайней мере, должен выяснить, что ты хуже. Вот чем мы все и занимаемся. Каждый, кто критикует себя, так же относится и к другим.

Смелость быть несовершенным

Сегодня я представляю на ваш суд один из наиболее важных аспектов психологии. Тема для осмысления и размышления: «Смелость быть несовершенным».

Я знал невероятное количество людей, которые усиленно пытались быть хорошими. Но ни разу не видел, чтобы они поступали так на благо других людей.

Я обнаружил: единственное, что стоит за стремлением быть хорошим — это забота о собственном престиже. Желание быть хорошим нужно только для собственного возвышения. Тот, кого действительно волнуют окружающие, не станет тратить драгоценное время и выяснять, хороший он или плохой. Ему это просто неинтересно.

Чтобы вам стало яснее, я расскажу вам о двух способах действия на социальной сцене — двух способах применения своих сил. Мы можем определить их как горизонтальный и вертикальный. Что я имею в виду?

Некоторые люди двигаются по горизонтальной оси, то есть, что бы они ни делали, они двигаются по направлению к другим людям. Они хотят сделать что-нибудь для других, они заинтересованы в окружающих — они просто действуют. Это в корне не совпадает с другой мотивацией, благодаря которой люди движутся по вертикальной оси. Что бы они ни предпринимали, они делают это из желания быть выше и лучше.

На самом деле, улучшение и помощь могут быть воспроизведены любым из этих 2-х способов. Есть люди, которые делают что-то хорошо, потому что это им нравится, а есть другие — они делают то же самое, но по другой причине. Последние рады доказать, насколько они хороши.

Даже человеческий прогресс, вероятно, зависит как от вклада тех, кто движется по горизонтальной оси, так и от тех, кто движется вверх, по вертикальной линии. Мотивом многих людей, принёсших огромную пользу человечеству, служило желание доказать, какие они хорошие, чтобы чувствовать своё превосходство.

А другие сделали наш мир добрее так называемым неэгоистичным методом, не задумываясь над тем, что они могут с этого получить.

И, тем не менее, существует фундаментальная разница между способами достижения цели: независимо от того, двигаетесь вы по горизонтали или вертикали, вы идёте вперёд, вы накапливаете знания, вы поднимаете своё положение, престиж, вас всё больше и больше уважают, возможно, даже растёт ваше материальное благосостояние.

В то же время тот, кто движется по вертикальной оси, не всегда движется вверх. Он все время то взлетает вверх, то падает вниз: вверх-вниз. Совершая доброе дело, он поднимается на несколько ступенек вверх; в следующий момент, ошибаясь, он снова оказывается внизу. Вверх-вниз, вверх-вниз. Именно по этой оси движется большинство наших соотечественников. Последствия очевидны.

Человек, живущий в этой плоскости, никогда не сможет точно определить, достаточно ли высоко он поднялся, и никогда не уверен в том, что на следующее утро он не полетит снова вниз. Поэтому он живёт в постоянном напряжении, беспокойстве и страхе. Он уязвим. Как только что-то не так, он падает, если не во мнении других людей, то уж точно в своём собственном.

Совершенно по-другому происходит продвижение по горизонтальной оси. Человек, идущий по горизонтали, продвигается вперёд в желаемом направлении. Он не двигается вверх, но идёт вперёд. Когда что-то не получается, он пытается понять, что происходит, ищет обходные пути, старается это исправить. Им движет простой интерес. Если его мотивация сильна, то в нём просыпается энтузиазм. Но он не думает о собственном возвышении. Ему интересно действовать, а не беспокоиться о своём престиже и положении в обществе.

Итак, мы видим, что в вертикальной плоскости — постоянный страх ошибки и стремление к самовозвышению.

И, тем не менее, сегодня многие, подстрекаемые социальным соревнованием, полностью посвятили себя проблеме собственной значимости и самовозвышения — они никогда не бывают достаточно хороши и не уверены в том, что смогут соответствовать, даже если в глазах своих граждан выглядят преуспевающими.

Теперь мы подходим к основному вопросу тех, кто печётся о своём возвышении. Этот глобальный вопрос — прежде всего проблема совершения ошибок.

Возможно, прежде всего, нам необходимо пояснить, почему люди волнуются по поводу ошибок. Что в этом такого опасного? Сначала обратимся к нашему наследию, к культурной традиции.

В авторитарном обществе ошибки недопустимы и непростительны. Король-господин, никогда не совершает ошибок, потому что он волен поступать так, как ему угодно. И никто не смеет сказать ему, что он в чем-то не прав под страхом смертной казни.

Ошибки допускаются исключительно подчинёнными. И единственный, кто решает, была сделана ошибка или нет,— это босс.

Поэтому совершение ошибок означает несоблюдение требований:

«Пока ты действуешь, как я тебе велю, ошибка исключена, потому что я прав. Я так сказал. И если ты всё-таки совершил промах, это значит, что ты не выполнил моих указаний. И я не собираюсь это терпеть. Если ты осмелишься сделать что-то неправильно, то есть не так, как я говорил тебе, то можешь рассчитывать на моё жестокое наказание. А в случае, если питаешь иллюзии, надеясь, что я не смогу тебя наказать, то всегда найдётся кто-то выше меня, кто проследит, что ты получил сполна».

Ошибка — это смертельный грех. Совершившего ошибку ожидает страшная участь! Вот типичное и обязательно авторитарное представление о сотрудничестве.

Сотрудничать — значит делать то, что сказал. Мне кажется, что страх допустить ошибку возникает по другой причине. Это выражение нашего способа существования. Мы живём в атмосфере жестокой конкуренции.

И ошибка страшна не столько наказанием, о котором мы даже и не думаем, сколько потерей нашего статуса, насмешками и унижением: «Если я сделаю что-то не так, значит, я плохой. А если я плохой, то меня не за что уважать, я никто. Значит, ты лучше меня!» Ужасная мысль.

«Я хочу быть лучше тебя потому, что я хочу быть главнее!» В наше время не так уж много осталось признаков превосходства. Белый человек уже не может гордиться своим превосходством, только потому, что он белый. То же самое мужчина, он больше не взирает свысока на женщину — мы это ему не позволим. И даже превосходство денег — это ещё вопрос, так как их можно потерять. Великая депрессия нам это показала.

Остаётся только одна область, где мы ещё спокойно можем чувствовать своё превосходство — это ситуация, когда мы правы. Это новый снобизм интеллектуалов: «Я знаю больше, соответственно, ты глуп, и я превосхожу тебя».

И именно в борьбе за достижение морального и интеллектуального превосходства возникает мотив, делающий ошибку крайне опасной: «Если ты узнаешь, что я ошибся, как я смогу смотреть на тебя сверху вниз? А если я не смогу смотреть на тебя свысока, это сможешь сделать ты».

В нашем обществе происходит то же, что и в наших семьях, где братья и сестры, мужья и жены, родители и дети смотрят друг на друга сверху вниз из-за малейшего промаха, и каждый отчаянно стремится доказать, что он прав, а не правы как раз они — другие люди.

Кроме того, те, кому на всё наплевать, могут сказать вам: «Ты думаешь, ты прав? Но в моей власти наказать тебя, и я буду делать всё что захочу, а ты не сможешь остановить меня!»

И хотя мы и загнаны в угол нашим маленьким ребёнком, который командует нами и делает то, что ему нравится,— по крайней мере, мы знаем, что правы, а он нет.

Ошибки ставят нас в затруднительное положение. Но если вы не подавлены, если вы хотите и можете использовать ваши внутренние ресурсы, трудности лишь стимулируют вас предпринять более успешные попытки. Нет смысла плакать над разбитым корытом.

Но большинство людей, допускающих ошибки, испытывают чувство вины: они унижены, они перестают уважать себя, они теряют веру в свои способности. Я наблюдал это из раза в раз: непоправимый урон наносили не ошибки, а чувство вины и разочарования, возникшее после. Этим-то они всё и портили.

До тех пор, пока мы поглощены ложным предположением о важности ошибок, мы не можем относиться к ним спокойно. И эта идея ведёт нас к неправильному пониманию самих себя. Мы уделяем слишком много внимания тому, что плохо в нас и вокруг нас.

Если я критично отношусь к себе, то я, естественно, отнесусь критично и к окружающим меня людям.

Если уж я знаю, что такой плохой, то, по крайней мере, должен выяснить, что ты хуже. Вот чем мы все и занимаемся. Каждый, кто критикует себя, так же относится и к другим.

Поэтому нам необходимо примириться с тем, какие мы есть на самом деле. Не так, как многие говорят: «А что мы из себя представляем, в конце концов? Маленькая песчинка в океане жизни. Мы ограничены временем и пространством. Мы так малы и незначительны. Так коротка жизнь, и наше пребывание на земле не имеет значения. Как же мы можем поверить в нашу силу и мощь?»

Когда мы стоим перед огромным водопадом или смотрим на высокие горы, покрытые снегом, или оказались посреди разбушевавшегося океана, многие из нас теряются, чувствуют слабость и благоговение перед величием силы природы. И только немногие сделали, на мой взгляд, правильный вывод: сила и мощь водопада, удивительное величие гор и потрясающая энергия бури — это проявления жизни, которая есть и во мне.

Очень многие люди, сердца которых замирают в благоговении перед удивительной красотой природы, так же любуются потрясающей организацией своего тела, своих желёз, тем, как они работа ют, восхищаются силой и мощью своего ума. Мы пока не научились воспринимать себя и относиться к себе таким образом.

Мы только-только начинаем освобождаться от гнёта автократии, при которой массы в расчёт не принимались и только рассудок или правитель вместе с духовенством знали, что нужно народу. Мы ещё не избавились от рабской психологии авторитарного прошлого.

Что бы изменилось, если бы мы не появились на свет? Одно доброе слово запало в душу молодого человека, и он сделал что-то иначе, лучше. Может быть, благодаря ему, кто-то был спасён. Мы и представить себе не можем, насколько мы сильны и сколько пользы приносим друг другу.

Из-за этого мы всегда недовольны собой и пытаемся возвыситься, боимся пагубных ошибок и отчаянно стремимся к превосходству над другими. Поэтому безупречность не нужна, к тому же она недостижима.

Есть люди, которые ужасно боятся сделать что-нибудь не так из-за того, что низко себя ценят. Они остаются вечными студентами потому, что в школе им могут сказать, что правильно, и они знают, как получить хорошие отметки. Но в реальной жизни это не срабатывает.

Тот, кто боится потерпеть неудачу, кто в любом случае хочет быть правым, не может успешно действовать. Есть лишь одно условие, при котором вы можете быть уверены в своей правоте — это когда вы стараетесь сделать что-нибудь правильно.

И есть ещё одно условие, благодаря которому вы можете судить, правы вы или нет. Это последствия. Делая что-то, вы можете понять, что поступили правильно только после того, как появились последствия вашего поступка.

Тот, кому необходимо быть правым, не может принять решение, так как никогда не уверен, что поступает правильно.

Быть правым — это ложная предпосылка, благодаря которой мы часто используем право не по назначению.

Вы когда-нибудь задумывались о разнице между логической и психологической правотой? Можете представить, сколько людей мучают своих близких тем, что они непременно должны быть правыми, и, к сожалению, они всегда таковы?

Нет ничего хуже, чем человек, который всегда прав морально. И все время доказывает это.

Такая правота — и логическая, и моральная — часто разрушает человеческие взаимоотношения . Во имя правоты мы зачастую жертвуем добротой и терпением.

Нет, мы не придём к миру и сотрудничеству, если нами движет желание быть правыми; мы просто пытаемся внушить другим, какие мы хорошие, но не можем ввести в заблуждение самих себя.

Нет, быть человеком не означает быть всегда правым или быть совершенным. Быть человеком — значит приносить пользу, делать что-то не только для себя, но и для других. Для этого нужно верить в свои силы и уважать себя и окружающих.

Но здесь есть необходимое предварительное условие: нельзя заострять внимание на людских недостатках, потому что, если нас слишком волнуют отрицательные качества людей, мы не можем уважительно относиться ни к ним, ни к себе.

Нам необходимо осознать, что мы хороши такие, какие есть, потому что никогда не станем лучше, независимо от того, сколько мы приобрели, чему научились, какое положение занимаем в обществе или сколько у нас денег. Нам нужно научиться жить с этим.

Если мы не в состоянии примириться с тем, какие мы сами, то никогда не сможем принять окружающих такими, какие они есть в действительности.

Для этого нужно не бояться быть несовершенным, нужно осознать, что мы не ангелы и не супергерои, что и мы порой совершаем ошибки, и у каждого есть свои недостатки, но при этом каждый из нас достаточно хорош, потому что нет необходимости быть лучше других. Это замечательное убеждение.

Если вы согласитесь с тем, что вы собой представляете, то дьявол тщеславия, «золотой телец моего превосходства» исчезнет. Если мы научимся действовать и делать всё, что в наших силах, то получим наслаждение от этого процесса.

Мы должны научиться жить в мире с собой: понимать свои естественные ограничения и всегда помнить о том, как мы сильны

Рудольф Дрейкурс , 1957 г.
 

64sio

Белый Маг
Джедай
23 Ноя 2015
3.681
13.813
Притча о несовершенстве


Жил-был старый китайский мастер. Было у него три ученика. И как-то он призадумался и порешил выбрать из них самого годного, дабы передать ему самые тайные свои знания, умения и навыки.

Не мудря долго, задачу он им дал самую коановскую, первой пришедшей в голову - напугать его.

Первый ученик, как водится, был глуповат. Не придумал ничего лучше, чем подкрасться к медитирующему мастеру да шарахнуть гунем по цинковому тазику. Но мастер-то не дурак. Он, понимаете ли, находился в состоянии сверхбодрствования и чуял, что сзади подходит быковатый китаец, дабы издать грохот, который мастеру никак не повредит. Короче, не срослось у первого. Ну, карма такая, видать.

Второй страдал. Он был очень умен и перебрал множество способов, пока не остановился на попкорне и "Мгле" по С. Кингу. Он надеялся, что мастер проникнется триллерными вибрациями и волей-неволей будет сопереживать. Однако тот был как раз после медитации, и точка его сборки горела звездой во лбу. Посему мастер объял и чувства героев, и Кинга, и попкорн, и чацкость ученика, но не пал до их уровня, а просто принял к сведению, испытав только радость осознания.

Третий был самый тугодумистый. И ничего не мог придумать, чтоб наверняка. А мастер ждал. Сначала-то да, высокими энергиями наливался да сидел под тунговым деревом. Потом заметил, что младшенький-то не шевелится, вернулся в нормальное состояние сознания да пошел выяснять, чего это. Ученик молча поклонился и ушел, ибо достойного оправдания своей прокрастинации не придумал, а мастер затяжбил - странно ведет себя, ирод! Потом изводиться начал. Перешел с зеленого чая на валерьянку. Грибов съел, да только на общем нервном фоне бэдак словил. А потом осознался и понял, что боится. Рыкнул ученику: "Ну, зараза, победил"! Тот не понял, но на всякий поклонился, а мастер еще больше уверился в том, что ученик его превзошел.

Вот так вот мастер сам в себе баг нашел. Правда, пока еще этого не осознал.

Мораль: верхами-то наслаждайся, но и низы-то качай!
 

IMMI-MI

Джедай
14 Фев 2015
340
1.288
Притча о Великой Мудрости
Жил был старый мастер и было у него три сына.
И решил он на старости лет передать им секрет Великой Мудрости.
И призвал он сыновей к себе.
И молвил...
Вот ты старший сын, сломай прутик. Сломал сказал старший.
А теперь сломай веник. Не могу сказал старший
Поняли дети великую мудрость?
Нет батя за всех сказал старший
ну ладно вздохнул отец
А теперь ты средний сын, сломай прутик. Сломал сказал средний
А теперь сломай веник. Не могу сказал средний
Поняли дети великую мудрость?
Нет батя за всех сказал средний
Ну ладно вздохнул отец
А ты младший сын сломай прутик. Сломал сказал младший
А теперь сломай веник . Ну сломал сказал младший
И только молча вздохнул отец
Так в чём же великая мудрость? хором спросили дети

А мудрость заключается в том что как бы не была Велика мудрость ...
Всегда найдётся дурак который любую мудрость испортит.​

нагло стырено из глубин интернета
 
Сверху