Как появляется эго-состояние Внутренний родитель?
Состояние «Внутренний родитель » так же, как и состояние «Внутренний ребенок», является результатом жизненного опыта ребенка, и в большей степени опыта его отношений с родителями.
Этот опыт будет отчетливо «проступать» «здесь и сейчас» в реальных отношения х, которые человек строит с миром, с собой, с другими людьми.
Это классика психоанализа. В свое время ее прекрасно выразил Джон Боулби, утверждавший следующее: «Кaждый из нac cклoнeн пocтyпaть c дpyгими тaк, кaк paнee пocтyпaли c ним».
Слова Джoна Бoyлби «Кaждый из нac cклoнeн пocтyпaть c дpyгими тaк, кaк paнee пocтyпaли c ним» можно перефразировать следующим образом: «Каждый поступает с собой так, как ранее поступали с ним». А это уже идеи теории объектных отношений. Именно в рамках этой теорий были «обнаружены» такие феномены, как внутренние объекты, которые потом массово «размножились»: внутренний ребенок, внутренний родитель, внутренний взрослый.
Итак, Внутренний родитель – эго состояние, возникшее в результате реального опыта с реальными родительскими фигурами. В результате этого опыта реальные родительские фигуры оказались проглочены и присвоены в Я и стали частью этого Я, активно влияющей на все проявления человека.
Как проявляется Внутренний родитель?
Функции Внутреннего родителя разнообразны. Они такие же, как и функции реального родителя: поддержка, оценка, контроль. Единственным отличием является то, что в этом случае добавляется частица – «само» - самоподдержка, самооценка, самоконтроль. И это нормально. Взрослый, здоровый человек способен к различного рода само-влиянию и само-воздействию на себя. В речи это проявляется присутствием возвратных местоимений – сам себя.
Можно сказать, что Внутренний родитель может быть дисфункциональный и гармонично функционирующий (далее по тексту плохой и хороший).
Психологический портрет человека с плохим Внутренним Родителем:
Такие люди неспособны к самоподдержке, позитивной самооценке, самозащите в силу ущербности, одногранности их образа родителя. По этой причине они постоянно ищут удовлетворение этих потребностей в других людях;
Они склонны ругать себя, обесценивать, контролировать, обвинять;
Они очень требовательны к себе;
У них хорошо развита рефлексивность (самоанализ), внутренний критик;
У них часто возникают психосоматические симптомы и заболевания;
Они легко образуют родительский перенос .
В отношении значимых фигур, возникающих на их жизненном пути, они моментально образуют перенос. В него автоматически попадают все, кто вписывается в этот родительский образ. На такого человека мгновенно до опыта навешивается целый ряд качеств, ожиданий.
Плохой Внутренний родитель – одногранный. Он включает в себя лишь ограничивающие, контролирующие, функции. В круг его привычных действий входят следующие: поругать, покритиковать, постыдить, обвинить, упрекнуть…
Вторая грань - разрешающая - здесь «не активирована». Такие важные для человека функции, как поддержка, защита, похвала, сочувствие, жаление, подбадривание, успокоение не предусмотрены.
Плохой внутренний родитель автоматически воспроизводит негативное отношение к своему Я. Хочется восхищения, одобрения, поддержки, но получить это невозможно. Более сложной является ситуации использования, отвержения и игнорирования. Попросить, а тем более потребовать нельзя. Зато контроля, негативных оценок, ограничений с избытком. И все это с частицей «само», что печальнее всего.
От реального плохого родителя можно убежать, как-то попробовать защититься, спрятаться, обмануть…
От внутреннего плохого родителя не сбежать, не спрятаться, его не обманешь… Он всегда с тобой. Это как все время жить с включенной видео камерой.
Что же делать?
1. Обнаружение и знакомство со своим Внутренним родителем.
Какой он? Как его можно назвать? Как он проявляется? Когда он проявляется? Каковы его проявления в отношении Внутреннего ребенка?
На этом этапе можно использовать разные средства обозначения и проявления этой внутренней инстанции – составлять психологические портреты своего Внутреннего родителя, рисовать его, лепить, проигрывать… Важно, чтобы тоже самое до этого уже было проделано с состоянием Внутренний ребенок.
2. Налаживание контакта между Внутренним родителем и Внутренним ребенком.
На этом этапе осуществляется диалог между этими состояниями Я. Для этого подойдут техники «пустого стула», «разговор двух субличностей», переписка. Главная задача этого этапа – организовать встречу Внутреннего взрослого и Внутреннего ребенка с возможностью услышать друг друга.
3. Получение опыта заботы о своем Внутреннем ребенке.
Если на предыдущем этапе удалось встретиться и услышать своего Внутреннего ребенка, то можно пробовать различные способы удовлетворения его потребностей, которыми, как правило, будут потребности в безусловном принятии и поддержке. Для этого важно осознавать и останавливать привычные автоматические способы включения «плохого внутреннего родителя» и в этих паузах пробовать включать «хорошего внутреннего родителя» с его новым отношением к своим собственным действиям, поступкам, поведению. Можно разработа ть программу реализации такого нового отношения к своему Внутреннему ребенку. Если есть реальные дети , то появляется прекрасная возможность попробовать опыт позитивного отношения первоначально на них. А в последующем перенести его и на себя.
Выдержки из статьи Геннадия Малейчука.
Состояние «Внутренний родитель » так же, как и состояние «Внутренний ребенок», является результатом жизненного опыта ребенка, и в большей степени опыта его отношений с родителями.
Этот опыт будет отчетливо «проступать» «здесь и сейчас» в реальных отношения х, которые человек строит с миром, с собой, с другими людьми.
Это классика психоанализа. В свое время ее прекрасно выразил Джон Боулби, утверждавший следующее: «Кaждый из нac cклoнeн пocтyпaть c дpyгими тaк, кaк paнee пocтyпaли c ним».
Слова Джoна Бoyлби «Кaждый из нac cклoнeн пocтyпaть c дpyгими тaк, кaк paнee пocтyпaли c ним» можно перефразировать следующим образом: «Каждый поступает с собой так, как ранее поступали с ним». А это уже идеи теории объектных отношений. Именно в рамках этой теорий были «обнаружены» такие феномены, как внутренние объекты, которые потом массово «размножились»: внутренний ребенок, внутренний родитель, внутренний взрослый.
Итак, Внутренний родитель – эго состояние, возникшее в результате реального опыта с реальными родительскими фигурами. В результате этого опыта реальные родительские фигуры оказались проглочены и присвоены в Я и стали частью этого Я, активно влияющей на все проявления человека.
Как проявляется Внутренний родитель?
Функции Внутреннего родителя разнообразны. Они такие же, как и функции реального родителя: поддержка, оценка, контроль. Единственным отличием является то, что в этом случае добавляется частица – «само» - самоподдержка, самооценка, самоконтроль. И это нормально. Взрослый, здоровый человек способен к различного рода само-влиянию и само-воздействию на себя. В речи это проявляется присутствием возвратных местоимений – сам себя.
Можно сказать, что Внутренний родитель может быть дисфункциональный и гармонично функционирующий (далее по тексту плохой и хороший).
Психологический портрет человека с плохим Внутренним Родителем:
Такие люди неспособны к самоподдержке, позитивной самооценке, самозащите в силу ущербности, одногранности их образа родителя. По этой причине они постоянно ищут удовлетворение этих потребностей в других людях;
Они склонны ругать себя, обесценивать, контролировать, обвинять;
Они очень требовательны к себе;
У них хорошо развита рефлексивность (самоанализ), внутренний критик;
У них часто возникают психосоматические симптомы и заболевания;
Они легко образуют родительский перенос .
В отношении значимых фигур, возникающих на их жизненном пути, они моментально образуют перенос. В него автоматически попадают все, кто вписывается в этот родительский образ. На такого человека мгновенно до опыта навешивается целый ряд качеств, ожиданий.
Плохой Внутренний родитель – одногранный. Он включает в себя лишь ограничивающие, контролирующие, функции. В круг его привычных действий входят следующие: поругать, покритиковать, постыдить, обвинить, упрекнуть…
Вторая грань - разрешающая - здесь «не активирована». Такие важные для человека функции, как поддержка, защита, похвала, сочувствие, жаление, подбадривание, успокоение не предусмотрены.
Плохой внутренний родитель автоматически воспроизводит негативное отношение к своему Я. Хочется восхищения, одобрения, поддержки, но получить это невозможно. Более сложной является ситуации использования, отвержения и игнорирования. Попросить, а тем более потребовать нельзя. Зато контроля, негативных оценок, ограничений с избытком. И все это с частицей «само», что печальнее всего.
От реального плохого родителя можно убежать, как-то попробовать защититься, спрятаться, обмануть…
От внутреннего плохого родителя не сбежать, не спрятаться, его не обманешь… Он всегда с тобой. Это как все время жить с включенной видео камерой.
Что же делать?
1. Обнаружение и знакомство со своим Внутренним родителем.
Какой он? Как его можно назвать? Как он проявляется? Когда он проявляется? Каковы его проявления в отношении Внутреннего ребенка?
На этом этапе можно использовать разные средства обозначения и проявления этой внутренней инстанции – составлять психологические портреты своего Внутреннего родителя, рисовать его, лепить, проигрывать… Важно, чтобы тоже самое до этого уже было проделано с состоянием Внутренний ребенок.
2. Налаживание контакта между Внутренним родителем и Внутренним ребенком.
На этом этапе осуществляется диалог между этими состояниями Я. Для этого подойдут техники «пустого стула», «разговор двух субличностей», переписка. Главная задача этого этапа – организовать встречу Внутреннего взрослого и Внутреннего ребенка с возможностью услышать друг друга.
3. Получение опыта заботы о своем Внутреннем ребенке.
Если на предыдущем этапе удалось встретиться и услышать своего Внутреннего ребенка, то можно пробовать различные способы удовлетворения его потребностей, которыми, как правило, будут потребности в безусловном принятии и поддержке. Для этого важно осознавать и останавливать привычные автоматические способы включения «плохого внутреннего родителя» и в этих паузах пробовать включать «хорошего внутреннего родителя» с его новым отношением к своим собственным действиям, поступкам, поведению. Можно разработа ть программу реализации такого нового отношения к своему Внутреннему ребенку. Если есть реальные дети , то появляется прекрасная возможность попробовать опыт позитивного отношения первоначально на них. А в последующем перенести его и на себя.
Выдержки из статьи Геннадия Малейчука.