По данным ВОЗ сегодня задержкой речевого развития страдает каждый четвертый ребенок. Данная статья не о том, как бороться с этим недугом, а как его предотвратить, потому потенциально касается каждого родителя. Поскольку эта проблема коснулась меня лично и моего племянника, я как ученый начал искать пути ее решения. И, кажется, нашел! По крайней мере, рекомендации данные мною молодым родителям, работа ют и быстро приносят плоды. Возможно, Вы спросите, что я за ученый такой, если я не уверен, нашел решение проблемы или мне только кажется. На что я напомню, что наш мозг – самый загадочный орган. До сих пор точно даже не ясно, какая часть мозга отвечает за речь, предположительно это центр Брока и зона Вернике в левом полушарии, но это тоже пока теория. Потому, практика и только практика рулит в педагогике и психологии.
Если Вы столкнетесь с данной проблемой, скорее всего, Вас направят на комплексное обследование и в результате поставят какой-то невразумительный диагноз – минимальная мозговая дисфункция, отправят на массаж , рекомендуют развивать мелкую моторику пальцев (зона, отвечающая за мелкую моторику пальцев соседствуют с зоной Вернике). Даст ли это все результат – возможно, по крайней мере, будут исключены серьезные патологии, а дальше как «карта ляжет», ибо трудно лечить то, что по большому счету, не понимаем как работает.
Хочу изложить немного иное видение данной проблемы. Но сначала о том, что привело меня к таким выводам. Это просмотр индийского фильма «Последняя надежда» (2005) (только не надо смеяться, это ремейк дваждыоскароносного голливудского шедевра 1962 г «Сотворившая чудо»!) и чтение выдающейся книги по психологии – К.И. Платонова «Слово как физиологический и лечебный фактор» (1957).
Не буду пересказывать фильм и книгу, если кому интересно, материал общедоступен в интернете, только приведу ключевые позиции в объеме, достаточном для понимания сути процессов.
Язык – способ общения. Язык базируется на словах. Комбинирую в определенном порядке слова, мы можем передавать информацию, носящую как чисто прикладной характер, так и строить абстрактные представления. Язык тесно связан со сложнейшей деятельностью мозга – мышление м. Именно язык позволяет обмениваться мыслями. В данный момент полная теория функционирования мышления не разработана, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что на глубинных уровнях мозг оперирует не словами, а первообразами, которые кодируются этими словами. В качестве первообразов выступают все доступные восприятию формы: визуальные, звуковые, тепловые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярная ориентация, а также чувства сытости / голода, любопытства, любви, гнева, радости / печали, брезгливости и т.п. Получается, именно в КОДИРОВАНИИ ПЕРВООБРАЗОВ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ СЛОВ. Однако прежде чем ребенку начать интенсивно набирать словарный запас в ответ на желание сообщать о своих потребностях, настроении и чувствах, ему нужно преодолеть некий ментальный барьер. Он пока мыслит исключительно первообразами (образное мышление), но должен осмыслить, что сообщения которые ему адресуются состоят из отдельных «кирпичиков»-слов, и эти слова указывают на предметы, чувства, звуки, движения. Ребенок должен понять смысл слов. И помочь ему в этом, так и помешать, могут родители .
А теперь представьте «чистого» ребенка, склонившуюся над ребенком мать, которая постоянно произносит странные звуки «скажи-ма-ма-ма-ма-ма-ма…». Мы исходим из того, что артикуляция у ребенка к тому времени сформирована в достаточной степени и вот в один счастливый момент срабатывает «эффект попугая», ребенок произносит первое «ма». И видя неописуемую радость на лице матери, тотчас повторяет «ма-ма-ма»… А затем и другие слова повторяет, но однажды ему надоедает повторять, он больше не видит, чтобы повторения приносили прежнюю радость маме. Но нужно как-то дальше общаться, мозг развивается и требует! И тогда ребенок начинает формировать свой язык, и родители принимают эту игру и начинают изучать его язык: «ням-ням» - хочу есть, «ка-ка-бяка» - плохо, «ту-ту»-поезд и т.п. А поскольку его способны понять только родители (он это быстро замечает), то чужих дядей и тетей в белых халатах он в свое таинство не посвящает. И вот вешается ярлык – задержка речевого развития. Причем это не единственный вариант развития ситуации, ребенок может быстро привыкнуть к пространственно-временной обстановке и начать четко ориентироваться в ней почти без слов (мне известен случай, когда 2,5-летний ребенок сам включал компьютер, открывал браузер и запускал онлайн-игру, но не говорил). Что родители в этом случае говорят? Правильно! Он все понимает, только пока не говорит. Возможный и другие варианты – язык жестов, язык мимики и т.п.
Так как же быть? Сейчас начну говорить банальности и многие родители поняли это интуитивно, но статистика показывает, что не все, потому это имеет смысл изложить.
Итак, мы говорим на великом и могучем русском языке, в нем 7 падежей, 3рода и бесконечное количество комбинаций. Даже интонация и перестановка слов позволяет передавать нюансы сообщения. Вот пример из фильма «72 метра» (2004). Сравните:
Наша Маша горько плачет.
Горько плачет наша Маша.
Наша Маша плачет горько.
К чему это я? Не слишком ли сложна философия русского языка в полном объеме для ребенка еще не осмыслившего смысл слов. Но при этом и хотелось бы, чтобы ребенок начал говорить с минимальным количеством ошибок! Как быть? Вот список моих рекомендаций:
«Нет зомбиящику»! Исключить (особенно фоновый!) просмотр телевизионных передач, прослушивание радио по указанной выше причине. Если просмотр, то только вместе с родителями и только специально подготовленные передачи. Музыка (песня) – желательно мелодичная и только та, что нравится ребенку (следим за его реакцией!)
Игра «Заяц-Волк» (для тех кто смотрел "Ну-погоди") Это будет замена традиционной «скажи-ма-ма». Итак делаем указательный жест на себя и говорим «мама», затем указательный жест на ребенка с легким касанием «саша», естественно повторить несколько раз. Тоже относится и к другим людям, животным, предметам, объектам: Жест на мяч – «мячик», толкаем его и сопровождаем его жестом и круговыми движениями пальцем «катится». Приносим пюре «еда», берем ложку сами пробуем «кушать» ит.п.
«Язык Эсперанто». На этапе осмысления речи, русский язык необходимо подвергнуть редактированию, выбирать такие слова и фразы, чтобы одни были максимально пригодные для повторения. Это одно-двухсложные слова, глаголы преимущественно в неопределенной форме, время настоящее, падеж преимущественно именительный. Язык подвергать цензуре, но не коверкать (никаких «саша хотеть кушать»). Примеры: Мурка любит играть. Саша будет кушать. Мама любит Сашу. И все сопровождаем жестами и пояснительными движениями.
«Слова – кубики». Учимся держать паузу между словами, еще большую между фразами, пояснительные жесты помогут Вам в этом. Только не воспринимаем «слова-кубики» дословно! Одни родители произнося слова в фразе начали показывать на отдельные кубики, чем породили путаницу в голове ребенка. Это совсем другая игра! Это обучение чтению, дробление слова на слога и буквы.
«Пример заразителен». Желательно, чтобы в круг общения ребенка на улице или в кругу родственников был еще один ребенок, чуть-чуть постарше, который уже начал говорить. Раньше ребенок слышал слова только от взрослых и технических средств, а теперь видит подобного себе и он тоже говорит. Это будет целое открытие для него.
"Лепим-режем и рисуем». И развиваем мелкую моторику рук! Не знаю как там со связями соседних зон мозга, но это по любому полезно, развивает мышление, а мы помним: язык – озвученные мысли. И вообще, всеми способами развиваем мышление даже еще не говорящего ребенка. Игр придумано много: прятки, что пропало, что добавилось, цветные карточки, детское домино, алё-алё и мн. др. И очень желательно включить в них растения и животных, живую природу (для те кто живет в городах - идеальный вариант дача).
Заговорил!? Не останавливаемся, развиваем, наполняем словарный запас предметами, животными (существительными), признаками (прилагательными), движениями (глаголами), указательными обобщениями (местоимениями), поправляем ошибки.
Так что дадут указанные рекомендации? Вы слышали когда-нибудь, что ребенок вдруг стал говорить сразу, чисто и без ошибок? Так буду говорить о Вашем ребенке!
Автор: gray116
Специально для s1.bitforum.pro
Последнее редактирование: