Я давно имею свою точку зрения на то, что такое лень. И хочу поделиться своими размышлениями на вселенскую проблему лени. Сразу скажу, что понимаю лень как вымышленное оправдание собственному бездействию. Когда я села за этот материал, мне захотелось заглянуть в научные труды и словари и посмотреть, какое определение дается этому понятию.
Большой толковый словарь определял лень, как отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду.
Толковый словарь Даля давал следующее определение: «лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».
«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.
Сегодня описывается четыре подхода к лени.
Первый подход рассматривает лень как отрицательное свойство личности человека.
Второй – положительное качество, лень – это защитный механизм организма.
Третий – лень это болезнь.
Четвертый – лень это миф.
Мне бы хотелось поразмышлять о лени как раз с точки зрения этих подходов.
Итак, первый подход. Рассмотрим лень как отрицательное свойство личности человека.
Начну издалека. Я – мама двух сыновей, разница в возрасте между ними девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все! Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами. Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке – ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…
Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки – не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.
Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.
я уже описывала этот механизм.
Итак, первая причина лени – страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай – может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц – не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами. Так стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты? В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.
Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень – она его огромный тормоз!
Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь – ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.
Но вывод, который мне предстояло сделать в том, что нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение. Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю – я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю – я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант – сменить нелюбимое занятие на любимое!
Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.
Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития!
Второй подход, признает лень защитным механизмом организма.
Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.
Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом. Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.
Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.
Еще одна причина, когда лень проявляется, как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Он проявляется, когда вы понимаете, что начнете делать – получите результат, вас не пугает неуспех, вы знаете, как делать, просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения.
В этом случае чтобы преодолеть лень стоит остановиться и отдохнуть, восстановить силы. Причина в том, что ваши источники энергии не дают достаточно
. Ваша физическая форма не соответствует масштабу целей.
Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий. Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью – не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому – это уже не лень.
Третий подход – лень это болезнь. Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень – не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.
Четвертый подход – лень это миф. Мне близок этот подход!
Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших
Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.
Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!
Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли, того о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»
Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы ... Но пока не готов и помочь мне некому…»
Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения – это условность, миф! Особенность человека состоит в том, что он способен менять свои убеждения, изменяя модели поведения.
Лень - миф. Есть причины, заставляющие нас не делать что-либо. Эти причины могут быть объективными или выдуманными нами. Мы хотим жить лучше, но лень… И тогда начинаются поиски информации, новых методик, а реальный выход в том, чтобы просто делать! Идти вперед или откатываться назад – других вариантов нет. Уступки лени только развивают ее, а победа над ленью тренирует волю, определяет характер. Продолжая не делать, мы формируем определенную модель поведения, которая становится привычкой, привычка – характером, а характер судьбой.
Елена Ветштейн.
Большой толковый словарь определял лень, как отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду.
Толковый словарь Даля давал следующее определение: «лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».
«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.
Сегодня описывается четыре подхода к лени.
Первый подход рассматривает лень как отрицательное свойство личности человека.
Второй – положительное качество, лень – это защитный механизм организма.
Третий – лень это болезнь.
Четвертый – лень это миф.
Мне бы хотелось поразмышлять о лени как раз с точки зрения этих подходов.
Итак, первый подход. Рассмотрим лень как отрицательное свойство личности человека.
Начну издалека. Я – мама двух сыновей, разница в возрасте между ними девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все! Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами. Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке – ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…
Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки – не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.
Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Итак, первая причина лени – страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай – может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц – не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами. Так стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты? В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.
Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень – она его огромный тормоз!
Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь – ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.
Но вывод, который мне предстояло сделать в том, что нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение. Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю – я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю – я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант – сменить нелюбимое занятие на любимое!
Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.
Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития!
Второй подход, признает лень защитным механизмом организма.
Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.
Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом. Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.
Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.
Еще одна причина, когда лень проявляется, как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Он проявляется, когда вы понимаете, что начнете делать – получите результат, вас не пугает неуспех, вы знаете, как делать, просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения.
В этом случае чтобы преодолеть лень стоит остановиться и отдохнуть, восстановить силы. Причина в том, что ваши источники энергии не дают достаточно
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий. Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью – не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому – это уже не лень.
Третий подход – лень это болезнь. Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень – не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.
Четвертый подход – лень это миф. Мне близок этот подход!
Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших
У вас нет прав на просмотр ссылок, пожалуйста: Вход или Регистрация
Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!
Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли, того о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»
Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы ... Но пока не готов и помочь мне некому…»
Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения – это условность, миф! Особенность человека состоит в том, что он способен менять свои убеждения, изменяя модели поведения.
Лень - миф. Есть причины, заставляющие нас не делать что-либо. Эти причины могут быть объективными или выдуманными нами. Мы хотим жить лучше, но лень… И тогда начинаются поиски информации, новых методик, а реальный выход в том, чтобы просто делать! Идти вперед или откатываться назад – других вариантов нет. Уступки лени только развивают ее, а победа над ленью тренирует волю, определяет характер. Продолжая не делать, мы формируем определенную модель поведения, которая становится привычкой, привычка – характером, а характер судьбой.
Елена Ветштейн.