Семинар- практикум «Игры и задания на подготовку детей к школе»

Семинар- практикум

«Игры и задания на подготовку детей к школе».



Цель: повышение педагогического мастерства родителей по проблеме подготовки детей к школьному обучению

Задачи:

· Познакомить с некоторыми играми и упражнениями для подготовки детей к школе, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

· Побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

· Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком — будущим школьником.

· Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.



Ход деятельности

1. Организационная часть

Ваш ребенок скоро станет школьником, и вы стали задумываться о том, как сделать так, чтобы в школе ему было интересно и радостно учиться, чтобы его любознательность не знала границ. Дети в классе его любили и уважали, а учителя ставили только хорошие оценки.

Если ребенок приходит в 1-й класс подготовленным: знает правила поведения и у него хорошо развиты познавательные процессы (внимание, память, речь, мышление, воображение, то, как правило, он не испытывает трудности в обучении. Если же ребенок отвлекается на уроках, не понимает объяснений учителя, не умеет общаться с другими детьми, то у него возникают проблемы. К моменту окончания начальной школы у таких детей уже есть проблемы в знаниях и умениях, которые только накапливаются с каждым годом.



Притча о мудреце и его завистнике

Завистник поймал бабочку, зажал ее в руках, подошел к мудрецу и на глазах у толпы зевак обратился к нему с вопросом: "Если ты поистине мудр, ответь: живое или неживое находится в моих руках?" "Если мудрец скажет "неживое", я разожму руки, выпущу бабочку, и она полетит, если скажет "живое", я сожму руки, бабочка погибнет, и он будет неправ", - думал завистник. "Все в твоих руках!" - услышал он в ответ слова мудреца.

Я не случайно начала свою встречу с Вами этой притчей. Ведь каким учеником станет Ваш ребёнок во многом зависит именно от Вас!

Школьные успехи зависят не только от того, насколько готов ребенок к учебе. Важную роль при обучении ребенка в1-м классе играет помощь родителей, понимание его проблем, возникающих в процессе обучения. Если родители грамотно реагируют на просьбы ребенка, и их помощь не сводится только к проверке домашнего задания, то ребенку легче адаптироваться в школе. Основы правильных взаимоотношений родителей и ребенка-дошкольника лучше всего закладываются в процессе подготовки ребенка к школе. Выполняя различные задания в игровой форме, ребенок не воспринимает родителя как учителя, а начинает видеть в нем старшего друга, который разбирается во многом и может помочь. Совместные занятия улучшают взаимоотношения в семье, родители и дети лучше узнают друг друга, они начинают видеть в своем ребенке то, что, возможно, раньше было от них скрыто: его способности, интересы, тревоги, желания. Систематическое проведение занятий дома будет способствовать формированию у ребенка отношения к обучению как к труду, и процесс его привыкания к школе пройдет значительно легче.

Все знания дошкольнику нужно преподносить в игре. То, что узнается без принуждения, в игровой форме, запоминается надолго. А будущему школьнику просто необходим широкий кругозор.



2. Основная часть



Сейчас наступило время практической части нашего мастер-класса и я предлагаю вам поиграть.



Известный педагог Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев". Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму предлагаю воспользоваться методикой, разработанной Т.В. Фадеевой

Упражнение 1

Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3

Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4

На столе лежат 10 – 15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собирать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5

Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6

Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7

Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представьте, себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.



Важным моментом является речевое развитие дошкольника, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Упражнение «Дополнить предложение».

Посмотрите на экран. Выберите неоконченное предложение и подумайте, как бы мог ответить ваш ребёнок.

· "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...".

· "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... "

· "Зимой медведь спит, потому что..."

· «Мама сердится, потому что…»

· «Я учу буквы, потому что…»

· «Папа ходит на работу, потому, что…»

· «Мне купили новую шубу, потому, что…»

· «Я хожу в бассейн, потому что…»

Заставляйте ребёнка рассуждать. Доказывать своё мнение.

Основная ваша задача состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», — а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.



Игра «Мячик - смягчитель»

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, речевые навыки, словарный запас, моторные функции.

Взрослый бросает мяч ребёнку. Ребёнок, поймав мяч, перед тем как бросить его взрослому, должен смягчить это же слово.

Варианты слов: угол, брат, ел, топ, мел, хор, жар, был, вес, ходит, прав, шутит, пилит, носит, стал, пар, врал, мол, дал



Игровое упражнение «Инструкция».

Уважаемые родители! Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.



Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на мастер-классе. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».



Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Следующее упражнение поможет взрослым осознать это.

Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном.

После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.

3. Заключительная часть

Ритуал прощания

Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я ...”

Закончить нашу встречу мне хочется словами известного психолога П. П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Спасибо за внимание!

Комментарии

Очень понятные и полезные упражнения. Спасибо!
Практически все выбрала для использования)
 
Очень интересно! Мы решили сына не отправлять в школу в сентябре, подождем годик (через месяц 6 лет исполнится). Не готов он еще психологически. Но оставлю себе статью в закладки, пригодится )))
 

Информация о блоге

Автор
Методист-дс
Просмотры
159
Комментарии
2
Последнее обновление

Больше статей в категории: Разное

Больше статей от Методист-дс

Поделиться этой статьёй

Сверху