ДЕТИ: НЕ СЛИШКОМ ЛИ МНОГО МЫ ИХ РАЗВЛЕКАЕМ?

Три наблюдения, вроде бы разные, но легко укладывающиеся в одну общую картину.

Некоторое время назад я обратила внимание на одну вещь, заставившую меня задуматься. Всё началось со статьи Дмитрия Губина о том, что, мол, взрослых, которые за свои деньги хотят чему-то научиться, нынче учат интересно, ярко, с придумкой, а детей продолжают бесплатно мучить скучной зубрёжкой, нечитаемыми учебниками и зубодробительной грамматикой. А ведь верно, подумала я и стала бояться, что моего ребёнка будут так же мучить. Но ребёнок пошёл в первый класс весьма продвинутой школы к молодой энергичной учительнице, которая только поражала нас своими бесконечными выдумками, наработками, позаимствованными у старших товарищей, и всевозможными программами и учебными наработками. Дети бежали в школу вприпрыжку, они, играя, овладевали письмом, чтением, счётом. Казалось бы, жить, да радоваться – но мы ж невротики, мы так не можем. Я стала размышлять о том, насколько такая мотивация имеет отношение к процессу учёбы и что будет потом, когда учёба – а рано или поздно это всё-таки случится – станет просто учёбой, а не игрой.

И тут случилась у меня беседа с учительницей английского. Она вела уроки у детей второй месяц, и я заметила, что если сначала ребёнок бежал на занятия вприпрыжку, то в последнее время всё чаще об английском она говорила с неохотой и вообще жаловалась, что там скучно. Я решила познакомиться с англичанкой и попытаться понять, что изменилось. Аккуратно и деликатно я донесла до неё мысль о том, что ребёнок стал с меньшим желанием ходить на уроки. Учительница – тоже энергичная и почти молодая – вздохнула и совершенно не обиделась.

- А что вы хотите? - риторически спросила она. – Конечно, вначале они все бежали на урок вприпрыжку, потому что мы проходили алфавит, и мы этот алфавит и пели, и рисовали, и играли с буквами, а сейчас мы начинаем читать, и тут я ну никак не могу обойтись без изучения правил и прочих скучных вещей!

Она говорила извиняющимся тоном, было понятно, что это давно занимающий её вопрос.

- Конечно, я стараюсь и поиграть с ними, и как-то разнообразить этот процесс, ну мы никуда без правил, просто никуда, понимаете? А современные дети учиться без игры не хотят!

Я понимала. Для меня утверждение о том, что далеко не все учебные процессы можно организовать в игровой форме, не требовало доказательств. Но домой я шла в задумчивости. Интересная картина, сказала я себе, получается, что эти дети, с которыми в первый год в школе, да и в саду, вероятно, а то и на каких-то развивающих занятиях из кожи вон лезли, чтобы чему-то их научить через игру, так к этому привыкли, что вообще не готовы к тому, чтобы учёба была просто учёбой! У нас-то этот вопрос вообще не возникал – я не помню никаких игр в школе, а память у меня – тьфу-тьфу-тьфу. Были прописи, учебники, оценки. За пять пятёрок на тетрадь клеили звёздочку – вот и вся мотивация, вот и вся игра. Поэтому когда надо было что-то выучить или монотонно нарисовать пять строчек каких-нибудь крючочков (а не нарисовать их для Деда Мороза, чтобы он нашёл дорогу на полюс), вопроса о том, скучно это или нет, не возникало. И это, не скрою, было важным шагом на пути к средней школе, где объём скучных – чего уж там скрывать – учебных действий на порядок больше.А теперь внимание, вопрос: насколько дальше будут успешными в учёбе дети, которых в младшей школе и до неё учат через игру? Или грамотная младшая школа сумеет так выстроить программу, чтобы к какому-то моменту дети всё-таки овладели «скучными» навыками, а главное, были готовы выполнять монотонную и даже бессмысленную на вид работу? Или всё-таки если начать «по-серьёзному» учиться раньше, то и результативность (способность выполнять неинтересные действия, без которых в учёбе никуда) будет выше?

Наблюдение №2. Поскольку я часто езжу с классом на экскурсии, волей-неволей обратила внимание на вот такой момент: чтобы облегчить детям дальнюю дорогу, мы, сопровождающие родители, всегда заготавливаем еду и питьё, стараемся развлечь их в пути и так далее. И вот по истечении некоторого времени я обнаружила, что дети стали относиться к этому не как к приятному дополнению к экскурсии, а как к нашей непосредственной обязанности. Я почувствовала себя стюардессой. «Яблок!» - кричат мне из одного конца автобуса. «Поправьте мне домик!» - не просят, а требуют из другого конца. Дети перестали говорить «спасибо» и «пожалуйста». Я забеспокоилась. Но, собственно, какие к кому претензии? Мы сами их к этому приучили. Я взбунтовалась и сказала, что никому и ничем помогать не буду, пока восьмилетние дети не научатся вежливо разговаривать. Помогло, но осадок остался.

Наблюдение №3: дни рождения. А ещё я заметила, что, поскольку многие из класса куда только не зовут на дни рождения – и в лазерный клуб, и на скалодром, и в музей, и зовут на уроки «Сумасшедшую науку» (по-моему, порядком всем надоевшую) или театр, - то теперь, когда возникает тема дней рождений, дети ждут не общения, а того, что их будут развлекать.

Вот оно – ключевое для всех трёх ситуаций: мы своими руками всё время приучаем их к тому, что их непрерывно развлекают. Они теперь этого ждут – и это какой-то очень, на мой взгляд, травматичный для их самостоятельности, самодисциплины и творческого мышления момент. Они не прилагают усилий, чтобы заставить себя делать монотонную работу – их учат через игру, они не хотят занимать себя сами в скучной поездке – их развлекают, они не желают прилагать усилия, чтобы самим весело поиграть в день рождения – они знают, что их организуют специально обученные люди. Мне кажется, они таким образом чего-то лишаются, не говоря о том, что я вовсе не уверена в том, что превращать жизнь человека в сплошной крутящийся вокруг него праздник – хорошо. Или так и должно быть, а я отсталый от жизни совок?

Ксения Кнорре-Дмитриева

Источник статьи :
P.S. После прочтения - не забудьте оставить ваши симпатии :)
  • Мне нравится
Реакции: 6 человек

Комментарии

У каждого свое мнение, я тоже не хочу, чтобы мой ребенок шел в школу.Сейчас для этого есть альтернатива интернатура,заниматься с ребенком дома и сдавать своего рода зачеты,каждую четверть.Я считаю это более разумным.Мне хватает нервотрепки со старшим который ходит в 6 класс. Младшую я этим извергам не отдам!!!
 
Вот рассудить логически где нам пригодились знания полученные в школе????????Зачем столько лет изо дня в день мучать ими детей.На дворе 21 век пора менять систему образования вводить предметы которые действительно пригодятся в жизни.
 
Это только на первый взгляд кажется, что не пригодились. На самом деле в школе лично я приобрела кроме знаний много полезных навыков, которые сейчас использую "на всю катушку". Например, усидчивость, терпение, чтение и умение излагать свои мысли на бумаге... До сих пор помню и использую навыки, полученные на уроках труда. А рисование, пение, литература- мои любимые уроки. Вот с точными науками конечно не совсем так- ну не умеют у нас пока многие учителя так преподавать, чтобы именно не теорию изучать и заучивать, а научить как потом эти знания применять в жизни, на практике.
 
Последнее редактирование:
А вообще -любые знания и навыки, если их потом не применять на практике, не тренировать свои умения - со временем могут забыться. Я вот немецкий язык и в школе изучала и в университете. Ну и где теперь мои знания без практики? Уж про такие предметы как химия и физика- вообще молчу. Так, осталось общее представление. Хотя, возможно, если задаться целью, так сказать, "освежить" в памяти школьный курс по некоторым предметам -то "заново изучать" будет намного проще и быстрее.
 
Я рада,что тебе это пригодилось. Я вышивать начала очень рано уже 4-5 лет крестиком. Рисовать тоже,сейчас даже картины рисую,но уроки рисования здесь совсем не причем. Усидчивостью я до школы обладала большей, а в школе видимо передавили теперь у меня протест, я терпеть не могу усидчивость и все, что с этим связано. А ежедневное делание уроков да пошли бы они эти учителя....Но при этом при всем я закончила школу с серебряной медалью!То что я изучала по своим интересам,если что-то не понимала мне даже учителя не могли объяснить,а учитель физики вообще был вечно в шоке.Он говорил, что даже в вузе этого не проходил...В общем как-то так, потеряла кучу времени!!!!!!!!!!!!На ту лабуду,что преподают в школе....
 
я училась в советской школе с 1978 по 1988 годы. Сейчас школа совсем другая.
у меня не было интернета, мобильного телефона - все знания из школы , книжек и от родителей. Потом университет (тоже без интернета и компьютеров)- библиотеки, рефераты и диплом от руки (а не копирование из интернета готовых знаний и докладов). Сейчас , с развитием интернета и ИТ-технологий многое стало доступнее и люди стали ленивее, избалованнее что ли. Отними у них гаджеты и интернет -многие ли готовы пойти в библиотеки, искать нужные знания (еще нужно найти нужную книгу в каталоге) и читать бумажные книги, а потом сами анализировать полученную информацию, делать выводы и применять на практике?
 
Последнее редактирование:
Не согласна с тобой,я училась позже тебя и тоже читала книги в библиотеке,из этих книг узнавала о других книгах и заказывала их в библиотеке.Мне привозили нужные книги из разных библиотек.А сейчас в век гаджетов могу сказать, что бумажную книгу читать гораздо легче,чем электронную.Я юрист по образованию и мне приходится много читать по роду профессии.Читать я тоже научилась еще в 5 лет.И стихи наизусть так шпарила и писать еще до школы могла....И рефераты первые я научилась писать сама еще в школе и даже областную олимпиаду выиграла написав самостоятельно реферат.Просто есть разные типы людей.Кому-то удобнее,чтобы его день за днем задалбывали знаниями. А я гораздо больше изучила бы за это время самостоятельно. А на счет психологов,поинтересуйся так для статистики,где ребенок получает большинство травм психологических-садик и школа!
 
Согласна- все люди разные и школы с учителями у всех были разные. Считаю, что дети, способные полностью учиться экстерном, не посещая общественные учебные организации - редкое исключение. И для большинства детей (и их родителей)- садик и школа большое подспорье и в плане учебы и в плане социальной адаптации, приобретения коммуникативных навыков. А насчет так называемой статистики детских травм- кроме детских садиков и школ есть еще травмы, полученные в семье. Причем, садик и школу можно поменять, а вот с родителями как-то сложнее... Статистика такая вещь - что, как и кого спросишь, а потом еще как посчитаешь (опрос небольшого количества людей распространяют на большую группу путем непонятных расчетов) - то и получишь в ответ. Не доверяю я статистике.
 
Последнее редактирование:
Жил-был Широкий Кругозор.
Но мама постоянно говорила ему - Хватит постоянно витать в облаках.
А в школе требовали учить все от сюда и до сюда. И только так, как написано.
И Кругозор все сужался и сужался, пока не стал точкой... - точкой зрения...
 

Информация о блоге

Автор
Solotce
Просмотры
236
Комментарии
10
Последнее обновление

Больше статей в категории: Разное

Больше статей от Solotce

Поделиться этой статьёй


Сверху