Вот тема одной из таких статей которая понравилась лично мне, надеюсь окажется полезной и для Вас.
Иногда бывают такие моменты, когда вам очень хочется ответить. И при этом вы знаете, что если сейчас не промолчите и откроете рот, то скажете много нехорошего, обидите человека и, возможно, навсегда испортите с ним отношения. Особенно сложно промолчать, когда человек сознательно доводит вас до этого состояния.
Что делать в таких ситуациях? Промолчать? Ответить? И когда именно стоит отвечать, а когда действительно лучше промолчать? Психологи, как всегда, знают ответ. Ну или, по крайней мере, пытаются найти выход из этой неприятной ситуации.
Итак, вы попали в ситуацию, когда очень хочется высказать всё, что вы думаете, но это станет началом конца. Как понять, когда именно можно высказывать своё мнение, а когда лучше промолчать?
Психолог и доктор философии Леон Ф. Зельцер предлагает своё видение и выделяет восемь ситуаций, когда лучше прикусить язык.
Вариант № 1. Когда вы понимаете, что можете кого-то обидеть, но никак не повлияете на разрешение ситуации
Если вы понимаете, что это ваша личная оценка ситуации и она может обидеть собеседника, но при этом абсолютно не поможет решить проблему, лучше промолчите. Некоторые люди могут быть очень отзывчивыми и дружелюбными, но при этом ещё и очень импульсивны и обидчивы (а это очень частое сочетание). Как правило, в таком состоянии они не принимают чужую точку зрения. Что делать, если они своими действиями вас раздражают? Постараться внутренне разобрать этот конфликт для себя лично, сделать выводы и попытаться разобраться со своим разочарованием внутренне, а не высказывать свою точку зрения оппоненту.
Вариант № 2. Когда кто-то говорит вам фразу вроде «Правда, что я ужасно получилась(лся) на фото?»
Обычно этот вопрос подразумевает два варианта ответа. Первый — вы попытаетесь убедить его в обратном хотя бы из вежливости, даже если человек и правда выглядит ужасно. Второй — правда, какая бы она ни была. Оба эти вариант не очень годятся, так как в первом случае человек пойдёт в ужасном виде на встречу или на работу, а во-втором он очень расстроится. Говорить вот так прямо можно только человеку с нормальной самооценкой, который нормально относится к критике.
В этом случае сложно быть оригинальным, так как это именно вариант «лучше промолчать, чем сказать».
Вариант № 3. Когда собеседник намеренно вызывает в вас негатив, чтобы вы не сдержались и ответили грубо
Очень удобно, между прочим, так как потом можно сказать, что это вы начали, и обвинить в грубости. Очень часто таким образом себя ведут пассивно-агрессивные люди, которые вроде бы ничего особенного не делают, но своим поведением и действиями стараются вызвать максимум негативных эмоций. Когда в ваш адрес высказывается критика (пусть и конструктивная), у вас автоматически включается режим самозащиты, и это вполне естественно. В этой ситуации Леон советует не перебивать, молча всё выслушать и постараться ответить очень сдержанно или оставить своё мнение при себе, сказав, что услышали мнение собеседника.
Вариант № 4. Когда собеседник настолько взвинчен, что ваш ответ ещё больше разозлит его
Перед тем как пытаться втолковать что-то слишком разгорячённому собеседнику, просто вспомните себя в таком состоянии — «никого не слышу, кроме себя», правда? В этом случае стоит дать человеку возможность высказаться, выпустить пар и только после этого аккуратно высказать своё мнение. Любые попытки сделать это во время выхода агрессии не приведут ни к чему хорошему и могут обострить ситуацию, так как в таком состоянии любые аргументы, даже самые логичные, могут быть поставлены с ног на голову.
Вариант № 5. Когда собеседник пытается разозлить вас ещё больше
Гнев — очень нехорошая эмоция, которую желательно держать на контролируемом уровне. Но некоторые особо одарённые люди умеют довести до бешенства даже самых спокойных. Если вы чувствуете, что внутри вас нарастает ярость, учащается сердцебиение, начинают потеть руки, то сделайте несколько глубоких вдохов и… промолчите. Иначе всё сказанное в этом состоянии (а ничего хорошего вы явно не скажете) будет в дальнейшем использоваться против вас. Сдержаться сложно, но можно. Для этого доктор Леон Зельцер рекомендует хотя бы изредка практиковать медитацию — помогает быть собранным и очень успокаивает.
Вариант № 6. Когда кто-то подтрунивает над вами
Отвечать на насмешки — дело неблагодарное, так как изначальной целью обидчика как раз является ваша реакция, какая бы она ни была. Особенно это касается тех случаев, когда вы имеете дело с профессиональным задирой (троллем). Эти люди могут использовать против вас любой ваш ответ. Единственная реакция, которую они не хотят получить от вас, — это игнор. Так что не доставляйте им удовольствие и игнорируйте любые попытки разозлить вас и сделать так, чтобы вы ответили.
Вариант № 7. Когда вас стараются вовлечь в беседу на темы, в которых вы не разбираетесь
Бывают такие люди, которые всегда стараются говорить лишь на те темы, в которых они являются профессионалами, зная, что их собеседник ничего в этом не смыслит. Это такой своеобразный способ поднять своё мнение и унизить оппонента. Другой вариант — это люди, которые всегда считают себя правыми и которых просто невозможно переспорить.
Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом. Марк Твен
Вы будете спорить с идиотом?
Вариант № 8. Когда ваша реакция усилит нежелательное поведение
Самый простой и красноречивый пример — детская истерика с валянием на полу. Таким образом ребёнок старается вызвать у вас хотя бы какую-то реакцию, а потом начинает истерить ещё больше. Это когда дитятко случайно упало, ободрало коленку и начинает тихонько всхлипывать, внимательно наблюдая за вашей реакцией. Если вы всполошились и начали истерично спрашивать, всё ли с ним в порядке, тихое всхлипывание 100% перейдёт в громкий рёв. Это я вам могу подтвердить как мама 7-летнего мальчика.
Когда ты со спокойным лицом поднимаешь ребёнка и говоришь, что ничего страшного, всё заживёт, ребёнок немного похнычет и успокоится, но если вы начинаете бегать вокруг него в панике, постоянно спрашивая, всё ли с ним в порядке, истерика вам обеспечена. Не только потому, что ему и правда больно, но и потому, что таким образом он сможет выклянчить у вас что-то вкусное или игрушку в качестве утешительного приза. Это поведение не всегда срабатывает с родителями, которые уже привыкли, но практически всегда работает с бабушками и дедушками. К сожалению, некоторые взрослые ведут себя так же.
Когда читаешь советы психологов, всё кажется очень понятным и простым в исполнении, но когда доходит до действий, включаются эмоции и вся полезная информация становится просто пустыми словами, которые вы однажды прочли в умной книге или статье. Мне кажется, что эти восемь советов от доктора Леона Ф. Зельцера как раз довольно просты в исполнении. Просто прежде чем открыть рот и ответить, посчитайте про себя хотя бы до трёх, глубоко вдохните, выдохните и… промолчите.
Иногда бывают такие моменты, когда вам очень хочется ответить. И при этом вы знаете, что если сейчас не промолчите и откроете рот, то скажете много нехорошего, обидите человека и, возможно, навсегда испортите с ним отношения. Особенно сложно промолчать, когда человек сознательно доводит вас до этого состояния.
Что делать в таких ситуациях? Промолчать? Ответить? И когда именно стоит отвечать, а когда действительно лучше промолчать? Психологи, как всегда, знают ответ. Ну или, по крайней мере, пытаются найти выход из этой неприятной ситуации.
Итак, вы попали в ситуацию, когда очень хочется высказать всё, что вы думаете, но это станет началом конца. Как понять, когда именно можно высказывать своё мнение, а когда лучше промолчать?
Психолог и доктор философии Леон Ф. Зельцер предлагает своё видение и выделяет восемь ситуаций, когда лучше прикусить язык.
Вариант № 1. Когда вы понимаете, что можете кого-то обидеть, но никак не повлияете на разрешение ситуации
Если вы понимаете, что это ваша личная оценка ситуации и она может обидеть собеседника, но при этом абсолютно не поможет решить проблему, лучше промолчите. Некоторые люди могут быть очень отзывчивыми и дружелюбными, но при этом ещё и очень импульсивны и обидчивы (а это очень частое сочетание). Как правило, в таком состоянии они не принимают чужую точку зрения. Что делать, если они своими действиями вас раздражают? Постараться внутренне разобрать этот конфликт для себя лично, сделать выводы и попытаться разобраться со своим разочарованием внутренне, а не высказывать свою точку зрения оппоненту.
Вариант № 2. Когда кто-то говорит вам фразу вроде «Правда, что я ужасно получилась(лся) на фото?»
Обычно этот вопрос подразумевает два варианта ответа. Первый — вы попытаетесь убедить его в обратном хотя бы из вежливости, даже если человек и правда выглядит ужасно. Второй — правда, какая бы она ни была. Оба эти вариант не очень годятся, так как в первом случае человек пойдёт в ужасном виде на встречу или на работу, а во-втором он очень расстроится. Говорить вот так прямо можно только человеку с нормальной самооценкой, который нормально относится к критике.
В этом случае сложно быть оригинальным, так как это именно вариант «лучше промолчать, чем сказать».
Вариант № 3. Когда собеседник намеренно вызывает в вас негатив, чтобы вы не сдержались и ответили грубо
Очень удобно, между прочим, так как потом можно сказать, что это вы начали, и обвинить в грубости. Очень часто таким образом себя ведут пассивно-агрессивные люди, которые вроде бы ничего особенного не делают, но своим поведением и действиями стараются вызвать максимум негативных эмоций. Когда в ваш адрес высказывается критика (пусть и конструктивная), у вас автоматически включается режим самозащиты, и это вполне естественно. В этой ситуации Леон советует не перебивать, молча всё выслушать и постараться ответить очень сдержанно или оставить своё мнение при себе, сказав, что услышали мнение собеседника.
Вариант № 4. Когда собеседник настолько взвинчен, что ваш ответ ещё больше разозлит его
Перед тем как пытаться втолковать что-то слишком разгорячённому собеседнику, просто вспомните себя в таком состоянии — «никого не слышу, кроме себя», правда? В этом случае стоит дать человеку возможность высказаться, выпустить пар и только после этого аккуратно высказать своё мнение. Любые попытки сделать это во время выхода агрессии не приведут ни к чему хорошему и могут обострить ситуацию, так как в таком состоянии любые аргументы, даже самые логичные, могут быть поставлены с ног на голову.
Вариант № 5. Когда собеседник пытается разозлить вас ещё больше
Гнев — очень нехорошая эмоция, которую желательно держать на контролируемом уровне. Но некоторые особо одарённые люди умеют довести до бешенства даже самых спокойных. Если вы чувствуете, что внутри вас нарастает ярость, учащается сердцебиение, начинают потеть руки, то сделайте несколько глубоких вдохов и… промолчите. Иначе всё сказанное в этом состоянии (а ничего хорошего вы явно не скажете) будет в дальнейшем использоваться против вас. Сдержаться сложно, но можно. Для этого доктор Леон Зельцер рекомендует хотя бы изредка практиковать медитацию — помогает быть собранным и очень успокаивает.
Вариант № 6. Когда кто-то подтрунивает над вами
Отвечать на насмешки — дело неблагодарное, так как изначальной целью обидчика как раз является ваша реакция, какая бы она ни была. Особенно это касается тех случаев, когда вы имеете дело с профессиональным задирой (троллем). Эти люди могут использовать против вас любой ваш ответ. Единственная реакция, которую они не хотят получить от вас, — это игнор. Так что не доставляйте им удовольствие и игнорируйте любые попытки разозлить вас и сделать так, чтобы вы ответили.
Вариант № 7. Когда вас стараются вовлечь в беседу на темы, в которых вы не разбираетесь
Бывают такие люди, которые всегда стараются говорить лишь на те темы, в которых они являются профессионалами, зная, что их собеседник ничего в этом не смыслит. Это такой своеобразный способ поднять своё мнение и унизить оппонента. Другой вариант — это люди, которые всегда считают себя правыми и которых просто невозможно переспорить.
Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом. Марк Твен
Вы будете спорить с идиотом?
Вариант № 8. Когда ваша реакция усилит нежелательное поведение
Самый простой и красноречивый пример — детская истерика с валянием на полу. Таким образом ребёнок старается вызвать у вас хотя бы какую-то реакцию, а потом начинает истерить ещё больше. Это когда дитятко случайно упало, ободрало коленку и начинает тихонько всхлипывать, внимательно наблюдая за вашей реакцией. Если вы всполошились и начали истерично спрашивать, всё ли с ним в порядке, тихое всхлипывание 100% перейдёт в громкий рёв. Это я вам могу подтвердить как мама 7-летнего мальчика.
Когда ты со спокойным лицом поднимаешь ребёнка и говоришь, что ничего страшного, всё заживёт, ребёнок немного похнычет и успокоится, но если вы начинаете бегать вокруг него в панике, постоянно спрашивая, всё ли с ним в порядке, истерика вам обеспечена. Не только потому, что ему и правда больно, но и потому, что таким образом он сможет выклянчить у вас что-то вкусное или игрушку в качестве утешительного приза. Это поведение не всегда срабатывает с родителями, которые уже привыкли, но практически всегда работает с бабушками и дедушками. К сожалению, некоторые взрослые ведут себя так же.
Когда читаешь советы психологов, всё кажется очень понятным и простым в исполнении, но когда доходит до действий, включаются эмоции и вся полезная информация становится просто пустыми словами, которые вы однажды прочли в умной книге или статье. Мне кажется, что эти восемь советов от доктора Леона Ф. Зельцера как раз довольно просты в исполнении. Просто прежде чем открыть рот и ответить, посчитайте про себя хотя бы до трёх, глубоко вдохните, выдохните и… промолчите.