Сегодня на обучающей группе для психотерапевтов работа была продуктивной, насыщенной, интересной, мозг включился на режим "максимум": стратегии ведения клиента, сложные случаи диагностики, профессиональная деформация терапевта, роль родителей в формировании психотипа личности, как понять кому и о чем на самом деле "плачет" клиент и .т.д.
Группа зрелая, люди думающие, практикующие, просто таки пашущие над собой для личностного и профессионального роста. В общем, сплошное удовольствие от работы и общения.
И тут терапевт, ведущий группу, задал, казалось бы, простой вопрос, над которым никто из нас присутствующих раньше всерьез не размышлял: "А кто сказал, что жизнь в страдании менее полна и полноценна, чем жизнь в радости?!"
Мы же, как терапевты, всегда работаем над улучшением качества жизни клиента, над его выходами, над его жизненной стойкостью... Как же вообще такое спрашивать, даже у самого себя? Зачем тогда вообще люди ходят к терапевту? Короче, разрыв шаблона.
А ведь если вдуматься, просто абстрагироваться от обычных мыслей и принятых в обществе норм, то открывается совершенно иной взгляд на эмоции и чувства со знаком "-".
Кого из нас в детстве учили страдать? Проживать боль? Оставаться в ней? Не боятся ее? Принимать как неотъемлемую часть жизни? Кому из нас позволяли страдать "нормальные" родители? "Нормальный" родитель чувствует себя виновным, если ребенок страдает, не дай Бог, ребенок будет испытывать "плохие" чувства! На похороны бабушки ему рано, хомячок сбежал - втихаря и быстренько купим другого, плачет взахлеб от того, что не получил желаемого - отвлечь, засунуть что-то в руки, в рот, переключить взгляд и т.д. Родители пугаются, они переживают, чувствуют вину и собственную несостоятельность перед 2-, 3-, 5- летним малышом. Они обманывают, уходят от ответов, улыбаются и "заговаривают зубы", заискивают, оправдываются и, даже, пытаются наказывать и пугать, только бы ребенок не понял, что на самом деле он сам, взрослый родитель, не готов переживать свое собственное горе и боль, говорить о них, потому что его тоже этому не научили. Наивный взрослый думает, что ребенок не поймет, он отчасти прав, понять то, что сам родитель не осознает, может ребенок и не поймет, но фальшь он почувствует наверняка и раз и навсегда запомнит, что страдать-это плохо, а говорить об этом вообще недопустимо. А родитель просто не может пойти в свою боль, и тем более не может допустить, чтобы
туда пошло собственное дитя!!! О, ужас! "Тут с собой не справишься, а еще и ребенка как-то оттуда вытащить надо будет - нет уж, ни за что!"
А ребенок учиться у родителя, раз за разом закрепляя, что страдать - это плохо, это страшно, это стыдно и совершенно нерационально. И всю свою жизнь пытается убежать от естественной части жизни любого человека. А иногда даже приходит к психологу и предъявляет то, что он страдает и с ним или с его миром что-то не то, и "помогите не страдать" и то, что это ненормально и неправильно, и "я не хочу, но мне плохо и сделайте с этим что-то".
Одной из задач терапевта становится научение клиента страдать и не делать из этого трагедии всей жизни. А клиент учится вырабатывать меру своего страдания, то есть страдать так, чтобы не разрушаться самому и не разрушать других вокруг себя. Учится тому, что чувства со знаком "-" такие же полноценные, нормальные и здоровые, как и со знаком "+". Учится страдать без ненависти к миру. Учится выдерживать себя в страдании и выдерживать другого, принимать, давать себе право быть и таким тоже, а значит разрешать это и другому. А какое же облегчение испытывает клиент ( знаю-сама клиент), когда чувствует и понимает, что страдать можно безопасно, что от твоего страдания не разрушится тот, кто рядом, что твое страдание - это нормально. И вот когда тебя никто не спасает, тебе доверяют, в тебя верят и знают-справишься, потому что ты взрослый и живой-вот тогда открывается еще одна радость бытия - право быть любым и своими проявлениями не боятся сломать, искалечить мир и близких людей в нем. Хотя бы, сначала, просто терапевта. Ты доверяешь ему, он доверяет тебе. Вот один из путей формирования прочного терапевтического альянса. А это, в свою очередь, залог качественной результативной психотерапии.
Оказывается, зрелость наступает не тогда, когда человек становится радостным, счастливым и его ничего не тревожит, а тогда, когда он учится качественно выдерживать себя и мир вокруг себя...
Звучит, конечно, не радужно. Но это только на первый взгляд. Жить полноценно можно тогда, когда есть внутреннее ощущение, что что бы ни произошло - я справлюсь. Страдание - часть жизни, часть неотъемлемая, и лучше ее знать и не боятся, лучше найти в нем ресурс и возможность роста, чем каждый раз убегать от того, чтобы, наконец, встретиться со своими чувствами, а значит и с собой.
Равновесие, гармония и внутренняя константность, так популярные и искомые сегодня, рождаются не там, где их часто ищут. Не в позитивном настрое, не в иллюзиях и грезах, не в равнодушии к человеческому горю и закрывании глаз и ушей на негатив, а в знании себя, желании чувствовать весь спектр чувств, не боятся их, в изучении проявлений этого чудесного мира во всем разнообразие эмоций и переживаний. В умении быть честным с собой и стать поддержкой самому себе и близкому в том, чтобы просто Быть, быть принятым и любимым, принимать и любить самому...
Спасибо тренер, спасибо группа! Было сильно!
Группа зрелая, люди думающие, практикующие, просто таки пашущие над собой для личностного и профессионального роста. В общем, сплошное удовольствие от работы и общения.
И тут терапевт, ведущий группу, задал, казалось бы, простой вопрос, над которым никто из нас присутствующих раньше всерьез не размышлял: "А кто сказал, что жизнь в страдании менее полна и полноценна, чем жизнь в радости?!"
Мы же, как терапевты, всегда работаем над улучшением качества жизни клиента, над его выходами, над его жизненной стойкостью... Как же вообще такое спрашивать, даже у самого себя? Зачем тогда вообще люди ходят к терапевту? Короче, разрыв шаблона.
А ведь если вдуматься, просто абстрагироваться от обычных мыслей и принятых в обществе норм, то открывается совершенно иной взгляд на эмоции и чувства со знаком "-".
Кого из нас в детстве учили страдать? Проживать боль? Оставаться в ней? Не боятся ее? Принимать как неотъемлемую часть жизни? Кому из нас позволяли страдать "нормальные" родители? "Нормальный" родитель чувствует себя виновным, если ребенок страдает, не дай Бог, ребенок будет испытывать "плохие" чувства! На похороны бабушки ему рано, хомячок сбежал - втихаря и быстренько купим другого, плачет взахлеб от того, что не получил желаемого - отвлечь, засунуть что-то в руки, в рот, переключить взгляд и т.д. Родители пугаются, они переживают, чувствуют вину и собственную несостоятельность перед 2-, 3-, 5- летним малышом. Они обманывают, уходят от ответов, улыбаются и "заговаривают зубы", заискивают, оправдываются и, даже, пытаются наказывать и пугать, только бы ребенок не понял, что на самом деле он сам, взрослый родитель, не готов переживать свое собственное горе и боль, говорить о них, потому что его тоже этому не научили. Наивный взрослый думает, что ребенок не поймет, он отчасти прав, понять то, что сам родитель не осознает, может ребенок и не поймет, но фальшь он почувствует наверняка и раз и навсегда запомнит, что страдать-это плохо, а говорить об этом вообще недопустимо. А родитель просто не может пойти в свою боль, и тем более не может допустить, чтобы
туда пошло собственное дитя!!! О, ужас! "Тут с собой не справишься, а еще и ребенка как-то оттуда вытащить надо будет - нет уж, ни за что!"
А ребенок учиться у родителя, раз за разом закрепляя, что страдать - это плохо, это страшно, это стыдно и совершенно нерационально. И всю свою жизнь пытается убежать от естественной части жизни любого человека. А иногда даже приходит к психологу и предъявляет то, что он страдает и с ним или с его миром что-то не то, и "помогите не страдать" и то, что это ненормально и неправильно, и "я не хочу, но мне плохо и сделайте с этим что-то".
Одной из задач терапевта становится научение клиента страдать и не делать из этого трагедии всей жизни. А клиент учится вырабатывать меру своего страдания, то есть страдать так, чтобы не разрушаться самому и не разрушать других вокруг себя. Учится тому, что чувства со знаком "-" такие же полноценные, нормальные и здоровые, как и со знаком "+". Учится страдать без ненависти к миру. Учится выдерживать себя в страдании и выдерживать другого, принимать, давать себе право быть и таким тоже, а значит разрешать это и другому. А какое же облегчение испытывает клиент ( знаю-сама клиент), когда чувствует и понимает, что страдать можно безопасно, что от твоего страдания не разрушится тот, кто рядом, что твое страдание - это нормально. И вот когда тебя никто не спасает, тебе доверяют, в тебя верят и знают-справишься, потому что ты взрослый и живой-вот тогда открывается еще одна радость бытия - право быть любым и своими проявлениями не боятся сломать, искалечить мир и близких людей в нем. Хотя бы, сначала, просто терапевта. Ты доверяешь ему, он доверяет тебе. Вот один из путей формирования прочного терапевтического альянса. А это, в свою очередь, залог качественной результативной психотерапии.
Оказывается, зрелость наступает не тогда, когда человек становится радостным, счастливым и его ничего не тревожит, а тогда, когда он учится качественно выдерживать себя и мир вокруг себя...
Звучит, конечно, не радужно. Но это только на первый взгляд. Жить полноценно можно тогда, когда есть внутреннее ощущение, что что бы ни произошло - я справлюсь. Страдание - часть жизни, часть неотъемлемая, и лучше ее знать и не боятся, лучше найти в нем ресурс и возможность роста, чем каждый раз убегать от того, чтобы, наконец, встретиться со своими чувствами, а значит и с собой.
Равновесие, гармония и внутренняя константность, так популярные и искомые сегодня, рождаются не там, где их часто ищут. Не в позитивном настрое, не в иллюзиях и грезах, не в равнодушии к человеческому горю и закрывании глаз и ушей на негатив, а в знании себя, желании чувствовать весь спектр чувств, не боятся их, в изучении проявлений этого чудесного мира во всем разнообразие эмоций и переживаний. В умении быть честным с собой и стать поддержкой самому себе и близкому в том, чтобы просто Быть, быть принятым и любимым, принимать и любить самому...
Спасибо тренер, спасибо группа! Было сильно!