Та личность, которую мы из себя представляем, не берётся из ниоткуда. С самого раннего детства в нас закладывают программу – какими мы должны быть, а какими нет. Нас всё время сравнивают с кем-то или чем-то, мы всё время должны чему-то соответствовать. И даже если это не делают наши родители, это делает наше окружение, общество, средства массовой информации.
Самим ребёнком, его внутренним миром, переживаниями, интересуются не особо часто. В основном тем, как и чему он должен соответствовать, поел ли, одет ли, здоров ли. По сути, большей частью, формально.
И наши родители здесь совершенно не при чем – они давали то, что могли дать. Их воспитывали свои родители, а тех свои родители, поэтому в попытке найти крайних мы дойдем до Адама и Евы. Да и само обвинение ничего не даст, не исправит ситуацию, а только её усугубит. В таком случае мы не берём ответственность за свою жизнь на себя, а перекладываем её на других, а такая зависимость от других нам точно ничем не поможет.
Для того, чтобы вписаться в социум, выжить, получить внимание, заботу, признание, любовь мы с самого детства должны были придерживаться правил игры. Поэтому то, что одобрялось и поощрялось мы культивировали в себе, а то, что отрицалось – мы прятали и подавляли. Нельзя сказать, что мы делали это сознательно, ум и психика работали неосознанно для нас.
Работу ума и психики можно сравнить с айсбергом – мы видим лишь 10% айсберга, его наружную, внешнюю сторону, а 90% айсберга находится под водой.
Общество, родители, окружение обуславливали нас, и в том возрасте, когда мы начали себя осознавать, всё уже было сделано, программа была внесена. Отождествившись с её результатами, мы стали следовать заложенной в нас программе.
Я читал, что человеческий младенец рождается с избытком нейронов в головном мозге, и между нейронами существует большое количество избыточных взаимосвязей. А затем, в процессе воспитания ребенка, часть нейронов отмирает, большинство нейронных связей обрезается и остаются только наиболее устойчивые, часто повторяющиеся связи, так сказать «протоптанные дорожки». Какие будут установлен связи – зависит от окружающей среды.
Родись мы в другой стране, даже у тех же самых родителей и в тоже самое время – мы были бы другой личностью. У нас были бы другое понимание, цели, установки, наша обусловленность была бы другой. Поэтому, когда человеческий ребенок, Мугли, воспитывается животными, а затем его находят и пытаются перевоспитать – это плохо удаётся, к тому времени основные нейронные связи уже установлены.
К тому времени, когда мы начинаем себя осознавать, наши «нейронные дорожки» в основном являются уже сформированными, и в нас уже существуют части, которые мы принимаем, которые поощряются и культивируются, и части, которые отрицаются и подавляются. Таким образом в нашем уме и психике формируются сознательная и подсознательная части.
Сознательная часть – это наша идея и представления о самих себе, это то, с чем мы отождествляемся. Подсознательная – это то, что подавляется, то, что мы не осознаём.
Подавляться может всё, что угодно: мысли, эмоции, желания, стремления, чувства, всё, что не входит в нашу обусловленность, всё, что мешает нам приспособиться к окружающей среде. Это начинается в детстве и продолжается во взрослом возрасте.
Очень хорошей иллюстрацией работы механизма подавления, который я часто привожу в пример, являются крупные ссоры по пустякам: когда кто-то не выключил свет, воду, положил вещи не на то место, не позвонил, опоздал… повод вроде как пустяковый, а скандал разгорается самый настоящий, вплоть до разрыва. Почему так происходит? Потому что, стараясь быть хорошими, соответствовать какому-то образу, боясь испортить отношения, избегая конфликтов, не понимая и не чувствуя себя, не откликаясь спонтанно и естественно, не выражая себя в тот же момент, мы «придавливаем» свои чувства и эмоции. Мы делаем это один раз, второй, третий, десятый, а затем, в какой-то момент, всё, что мы, таким образом, «задавили в себе», взрывается. И чаще всего мы даже не замечаем моменты подавления.
Это можно сравнить с кастрюлей, которую постоянно разогревают, но у которой плотно закрыта крышка. Однажды эту крышку снесёт. Так и нашу «крышу» периодически сносит от накопленных внутренних подавлений. Нельзя накапливать бесконечно, у всего есть предел.
Я читал, что в 2014 году более 25% зафиксированных в России убийств были совершены в семье. В семьях совершается 40% всех тяжких насильственных преступлений. Как правило, насильственные действия совершаются со стороны мужчин. Количество женщин, наказанных за криминальные преступления, колеблется в районе 15% от общего числа осужденных. И это понятно, потому что мужская психика, в силу обусловленности, более склонна к подавлению, чем женская. Как правило, женщины лучше осознают, понимают и разбираются в своих эмоциях и чувствах, они более открыто их выражают и, как следствие, не происходит такого сильного подавления.
Может сложиться впечатление, что нужно всё выражать и тогда не будет проблем. Но, во-первых, это не так, а, во-вторых, речь идёт о подсознательной работе ума и психики, о том, что мы не осознаём.
Человек, который подавляет секс, может стать одержимым сексом, его подавления могут выразиться в различного рода сексуальных отклонениях. То, что было подавлено, обязательно будет выражено, в явной или неявной форме. Это называется компенсацией. Для примера попробуйте запретить себе что-то, особенно то, что вам нравится и хочется, и вы станете одержимыми этим, вам тут же захочется то, на что наложен запрет, в двойной дозе .
Чтобы подавления не накапливались критически и не взрывались, они периодически «проветриваются» и компенсируются нашим умом и психикой, то есть что-то одно замещается на что-то другое. Это похоже на то, как если бы реке перекрыли русло, и она бы разлилась, ушла под землю, изменила бы своё направление движения, но всё равно продолжала бы существовать, только в другом виде.
Например, испытывая чувство неудовлетворенности, но не осознавая его, мы можем, в прямом смысле слова, заедать его. Испытывая неосознанный страх выражать агрессию. Боясь быть брошенным другим человеком, бросать его первым. Испытывая чувство вины обвинять другого. Будучи зависимым демонстрировать независимость. Ощущая недовольство настоящим грезить о будущем или утешаться прошлым.
Один тип поведения заменяется на другой, одни мысли и эмоции на другие, и чаще всего мы даже не осознаём работу подавления и компенсации, но это может увидеть сторонний наблюдатель.
Осознайте:
— Вы склонные к подавлению своих мыслей, чувств, эмоций?
— Какими способами вы это делаете?
— Удаётся ли вам их подавить?
— Как вы решаете конфликты: замалчиванием, созданием буферной зоны между собой и другим человеком, или предпочитаете решать их сразу, не откладывая?
— Вы часто «взрываетесь» по пустякам?
— Осознайте свои требования к себе и другим, и то напряжение, которое создаётся этими требованиями.
Самим ребёнком, его внутренним миром, переживаниями, интересуются не особо часто. В основном тем, как и чему он должен соответствовать, поел ли, одет ли, здоров ли. По сути, большей частью, формально.
И наши родители здесь совершенно не при чем – они давали то, что могли дать. Их воспитывали свои родители, а тех свои родители, поэтому в попытке найти крайних мы дойдем до Адама и Евы. Да и само обвинение ничего не даст, не исправит ситуацию, а только её усугубит. В таком случае мы не берём ответственность за свою жизнь на себя, а перекладываем её на других, а такая зависимость от других нам точно ничем не поможет.
Для того, чтобы вписаться в социум, выжить, получить внимание, заботу, признание, любовь мы с самого детства должны были придерживаться правил игры. Поэтому то, что одобрялось и поощрялось мы культивировали в себе, а то, что отрицалось – мы прятали и подавляли. Нельзя сказать, что мы делали это сознательно, ум и психика работали неосознанно для нас.
Работу ума и психики можно сравнить с айсбергом – мы видим лишь 10% айсберга, его наружную, внешнюю сторону, а 90% айсберга находится под водой.
Общество, родители, окружение обуславливали нас, и в том возрасте, когда мы начали себя осознавать, всё уже было сделано, программа была внесена. Отождествившись с её результатами, мы стали следовать заложенной в нас программе.
Я читал, что человеческий младенец рождается с избытком нейронов в головном мозге, и между нейронами существует большое количество избыточных взаимосвязей. А затем, в процессе воспитания ребенка, часть нейронов отмирает, большинство нейронных связей обрезается и остаются только наиболее устойчивые, часто повторяющиеся связи, так сказать «протоптанные дорожки». Какие будут установлен связи – зависит от окружающей среды.
Родись мы в другой стране, даже у тех же самых родителей и в тоже самое время – мы были бы другой личностью. У нас были бы другое понимание, цели, установки, наша обусловленность была бы другой. Поэтому, когда человеческий ребенок, Мугли, воспитывается животными, а затем его находят и пытаются перевоспитать – это плохо удаётся, к тому времени основные нейронные связи уже установлены.
К тому времени, когда мы начинаем себя осознавать, наши «нейронные дорожки» в основном являются уже сформированными, и в нас уже существуют части, которые мы принимаем, которые поощряются и культивируются, и части, которые отрицаются и подавляются. Таким образом в нашем уме и психике формируются сознательная и подсознательная части.
Сознательная часть – это наша идея и представления о самих себе, это то, с чем мы отождествляемся. Подсознательная – это то, что подавляется, то, что мы не осознаём.
Подавляться может всё, что угодно: мысли, эмоции, желания, стремления, чувства, всё, что не входит в нашу обусловленность, всё, что мешает нам приспособиться к окружающей среде. Это начинается в детстве и продолжается во взрослом возрасте.
Очень хорошей иллюстрацией работы механизма подавления, который я часто привожу в пример, являются крупные ссоры по пустякам: когда кто-то не выключил свет, воду, положил вещи не на то место, не позвонил, опоздал… повод вроде как пустяковый, а скандал разгорается самый настоящий, вплоть до разрыва. Почему так происходит? Потому что, стараясь быть хорошими, соответствовать какому-то образу, боясь испортить отношения, избегая конфликтов, не понимая и не чувствуя себя, не откликаясь спонтанно и естественно, не выражая себя в тот же момент, мы «придавливаем» свои чувства и эмоции. Мы делаем это один раз, второй, третий, десятый, а затем, в какой-то момент, всё, что мы, таким образом, «задавили в себе», взрывается. И чаще всего мы даже не замечаем моменты подавления.
Это можно сравнить с кастрюлей, которую постоянно разогревают, но у которой плотно закрыта крышка. Однажды эту крышку снесёт. Так и нашу «крышу» периодически сносит от накопленных внутренних подавлений. Нельзя накапливать бесконечно, у всего есть предел.
Я читал, что в 2014 году более 25% зафиксированных в России убийств были совершены в семье. В семьях совершается 40% всех тяжких насильственных преступлений. Как правило, насильственные действия совершаются со стороны мужчин. Количество женщин, наказанных за криминальные преступления, колеблется в районе 15% от общего числа осужденных. И это понятно, потому что мужская психика, в силу обусловленности, более склонна к подавлению, чем женская. Как правило, женщины лучше осознают, понимают и разбираются в своих эмоциях и чувствах, они более открыто их выражают и, как следствие, не происходит такого сильного подавления.
Может сложиться впечатление, что нужно всё выражать и тогда не будет проблем. Но, во-первых, это не так, а, во-вторых, речь идёт о подсознательной работе ума и психики, о том, что мы не осознаём.
Человек, который подавляет секс, может стать одержимым сексом, его подавления могут выразиться в различного рода сексуальных отклонениях. То, что было подавлено, обязательно будет выражено, в явной или неявной форме. Это называется компенсацией. Для примера попробуйте запретить себе что-то, особенно то, что вам нравится и хочется, и вы станете одержимыми этим, вам тут же захочется то, на что наложен запрет, в двойной дозе .
Чтобы подавления не накапливались критически и не взрывались, они периодически «проветриваются» и компенсируются нашим умом и психикой, то есть что-то одно замещается на что-то другое. Это похоже на то, как если бы реке перекрыли русло, и она бы разлилась, ушла под землю, изменила бы своё направление движения, но всё равно продолжала бы существовать, только в другом виде.
Например, испытывая чувство неудовлетворенности, но не осознавая его, мы можем, в прямом смысле слова, заедать его. Испытывая неосознанный страх выражать агрессию. Боясь быть брошенным другим человеком, бросать его первым. Испытывая чувство вины обвинять другого. Будучи зависимым демонстрировать независимость. Ощущая недовольство настоящим грезить о будущем или утешаться прошлым.
Один тип поведения заменяется на другой, одни мысли и эмоции на другие, и чаще всего мы даже не осознаём работу подавления и компенсации, но это может увидеть сторонний наблюдатель.
Осознайте:
— Вы склонные к подавлению своих мыслей, чувств, эмоций?
— Какими способами вы это делаете?
— Удаётся ли вам их подавить?
— Как вы решаете конфликты: замалчиванием, созданием буферной зоны между собой и другим человеком, или предпочитаете решать их сразу, не откладывая?
— Вы часто «взрываетесь» по пустякам?
— Осознайте свои требования к себе и другим, и то напряжение, которое создаётся этими требованиями.