Наши оценки совсем не безобидная вещь. Зачастую мы даём их скоропалительно, под влиянием эмоций, наших предпочтений, представлений, обусловленности. Но, однажды дав оценку, мы, тем самым, закрепим её в своём мозге и, в дальнейшем, будем смотреть на мир через призму данной оценки. Ситуация или человек могут уже 100 раз измениться, но нам не будет до этого дела. Только из-за того, чтобы мы дали чему-то или кому-то оценку, мы убираем это из зоны своего внимания и, в дальнейшем, продолжаем жить механично, по накатанной колее.
А потом нам становится скучно и тоскливо жить – всё известно, всё привычно, всё одно и тоже. На самом деле всё неизвестно, всё меняется, нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, но, из-за своих устоявшихся оценок, мы уже ничего не будем видеть и ощущать.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему дети учатся так быстро? Потому что они, как губка все впитывают, они ко всему относится с вниманием — у них еще нет привычных, жестких оценок, в их мире ещё всё четко не разложено по полочкам. Именно из-за нашей устоявшейся оценочности мы живём механичной, стереотипной, скучной и привычной до боли жизнью. Как только мы приобретаем каркас из прошлых оценок, нам уже нет необходимости быть внимательными и бдительными к жизни, мы становимся механичными, наше развитие останавливается. Поэтому и существует пословица «Мудрость приходит с годами, но чаще годы приходят одни».
Собственную оценочность необходимо обучаться осознавать. Видеть, как никто и ничто не уходит от нас без оценок, как мгновенно мы всё раскладываем по полочкам «хорошо/плохо», «полезно/бесполезно», как ничто не воспринимаем непосредственно — так, как есть, как держимся за собственные оценки, как другие люди становятся нашими врагами только потому, что придерживаются другой точки зрения, как оценки прошлого влияют на настоящее, как мы отстаиваем собственные оценки, лишь бы оставаться непотревоженными и жить в рамках привычных для нас стереотипов и шаблонов.
Мы всему даём оценки, расставляем всё по полочкам и делаем всё известным, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но реальность всегда остается неизвестностью и непредсказуемостью, и с легкостью разрушает наши карточные домики. Возникает стресс. Но стресс возникает только по причине того, что мы заранее всему дали оценки, выстроили ожидания и представления, а теперь оказывается, что их нужно менять, адаптировать, отказываться от них, а мы к ним уже привыкли и сроднились с ними.
Мы не имеем дело с реальностью, мы имеем дело только с нашими представлениями, оценками, ожиданиями, всё время делая из неизвестного известное. В результате наша жизнь становится похожа на анекдот, в котором мужик ходит по пустыне, и всё время стучит палкой по песку.
— «Зачем ты это делаешь?», спрашивают его.
— «Отгоняю крокодилов», отвечает он.
— «Но ведь здесь их никогда не было!».
— «Вот поэтому их здесь и нет!», говорит он.
Мы постоянно отгоняем несуществующих крокодилов, наш ум всё время находится в состоянии защиты, пытается всё предугадать, сделать известным, предсказуемым, определенным. Мы живём в состоянии закрытости, пытаясь от всего подстраховаться и всё предусмотреть. Мы делаем это даже когда нет реальной опасности, на всякий случай, но именно это и рождает состояние стресса.
А потом нам становится скучно и тоскливо жить – всё известно, всё привычно, всё одно и тоже. На самом деле всё неизвестно, всё меняется, нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, но, из-за своих устоявшихся оценок, мы уже ничего не будем видеть и ощущать.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему дети учатся так быстро? Потому что они, как губка все впитывают, они ко всему относится с вниманием — у них еще нет привычных, жестких оценок, в их мире ещё всё четко не разложено по полочкам. Именно из-за нашей устоявшейся оценочности мы живём механичной, стереотипной, скучной и привычной до боли жизнью. Как только мы приобретаем каркас из прошлых оценок, нам уже нет необходимости быть внимательными и бдительными к жизни, мы становимся механичными, наше развитие останавливается. Поэтому и существует пословица «Мудрость приходит с годами, но чаще годы приходят одни».
Собственную оценочность необходимо обучаться осознавать. Видеть, как никто и ничто не уходит от нас без оценок, как мгновенно мы всё раскладываем по полочкам «хорошо/плохо», «полезно/бесполезно», как ничто не воспринимаем непосредственно — так, как есть, как держимся за собственные оценки, как другие люди становятся нашими врагами только потому, что придерживаются другой точки зрения, как оценки прошлого влияют на настоящее, как мы отстаиваем собственные оценки, лишь бы оставаться непотревоженными и жить в рамках привычных для нас стереотипов и шаблонов.
Мы всему даём оценки, расставляем всё по полочкам и делаем всё известным, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но реальность всегда остается неизвестностью и непредсказуемостью, и с легкостью разрушает наши карточные домики. Возникает стресс. Но стресс возникает только по причине того, что мы заранее всему дали оценки, выстроили ожидания и представления, а теперь оказывается, что их нужно менять, адаптировать, отказываться от них, а мы к ним уже привыкли и сроднились с ними.
Мы не имеем дело с реальностью, мы имеем дело только с нашими представлениями, оценками, ожиданиями, всё время делая из неизвестного известное. В результате наша жизнь становится похожа на анекдот, в котором мужик ходит по пустыне, и всё время стучит палкой по песку.
— «Зачем ты это делаешь?», спрашивают его.
— «Отгоняю крокодилов», отвечает он.
— «Но ведь здесь их никогда не было!».
— «Вот поэтому их здесь и нет!», говорит он.
Мы постоянно отгоняем несуществующих крокодилов, наш ум всё время находится в состоянии защиты, пытается всё предугадать, сделать известным, предсказуемым, определенным. Мы живём в состоянии закрытости, пытаясь от всего подстраховаться и всё предусмотреть. Мы делаем это даже когда нет реальной опасности, на всякий случай, но именно это и рождает состояние стресса.