Человека, проводящего время над книга ми, с каждым годом встретить всё сложнее, и от вопроса «читаешь ли ты?» люди, как правило, отшучиваются. Отговариваются тем, что, дескать, слишком занят, такое время, удобнее смотреть видео и так далее. На правах того, кто дружит с книгами почти всю свою тридцатилетнюю жизнь, предлагаю вам оценить мой опыт и то, что, по-моему, чтение действительно даёт, а чего, вопреки общеизвестным убеждениям, от него ждать не стоит.
Прежде чем я начну, необходимо сделать две важные оговорки:
Итак, что же действительно даёт чтение?
Существенное расширение словарного запаса. На вашем «читательском» пути непременно будут встречаться слова и выражения, значения которых вы до этого не знали. Подсмотрев их смысл в словаре, где-нибудь записав и, что особенно важно, периодически просматривая свои записи, вы добавляете в собственную базу знаний новую информационную единицу. Конечно, кто-то скажет, что можно вполне прилично жить и не зная значений слов вроде «киот», «балдахин» или «филигранный», но согласитесь, в нужный момент щегольнуть собственной эрудицией перед знакомыми всегда приятно, тем более что активное использование памяти не позволит последней безвозвратно зачахнуть раньше времени. Станете грозой сканвордов!
Как делаю я. За редким исключением я читаю на ридере. Используя возможность создания заметок, я периодически, раз в две-три недели, просматриваю свои комментарии к незнакомым словам, выделенные моменты с приглянувшимися мыслями или цитатами и таким образом систематически освежаю в памяти новую для себя информацию. Через пару месяцев, когда я чувствую, что то или иное понятие прочно засело в моей голове, с заметками этой книги начинаю работать реже.
Знакомство с «большими» идеями. В классической художественной литературе зачастую очень широкая проблематика, то есть произведение может затрагивать одновременно множество самых разных вопросов. Например, в известном на весь мир шедевре русской литературы «Преступление и наказание» рассматривается целый спектр вопросов разной степени сложности: от того, как пронести топор в квартиру, чтобы его не заметили, до того, каков временной предел противоборства нравственных ценностей человека и приобретённых им убеждений. Задумываясь над каждым из них и, по мере собственной проницательности и упорства, находя на них ответы, вы постепенно формируете, дополняете собственную картину мира, делаете её ярче и многограннее, что в долгосрочной перспективе принесёт свои плоды, которые вы не купите ни за какие деньги.
Как делаю я. Если мои душевные струны были задеты какой-нибудь мыслью, я уже после чтения многократно и углублённо, насколько позволяет развитие , обдумываю её. Часто случается так, что какая-то идея производит на меня такое действенное впечатление, что я просто не могу продолжать чтение до тех пор, пока она «не уляжется» в моей голове. Так, например, произошло совсем недавно, когда в «Игроке» того же Достоевского я столкнулся с гипотезой одного из героев книги, согласно которой «…на унижении основывается большею частью дружба». Размышляя над этим высказыванием и в ретроспективе, и применительно к сегодняшним реалиям, я был до того поражён своими выводами, что существенно затянул процесс чтения ввиду пересмотра некоторых из своих убеждений.
Лучшее понимание людей. Известно, что «чужая душа – потёмки». Но всё же понимать намерения и поступки людей часто бывает очень полезным хотя бы для того только, чтобы не идти по их стопам на их же грабли. Кроме того, «увидев» в очередном встречном знакомого вам персонажа из того или иного произведения, вам будет проще «подобрать к нему ключи».
Как делаю я. В своих знакомых я стараюсь разглядеть героев известных мне книг – это помогает лучше соотносить наши с ними ценности и принимать на основании этого решение о том, что для меня этот человек в долгосрочной перспективе и может ли он вообще быть её частью. Это несколько раз помогало мне на ранних этапах отношений с людьми отсекать тех, кто позже совершал поступки последних степеней подлости (не стану скрывать, что такое проявление проницательности является для меня не чем иным, как предметом гордости).
Развитие внимания. Сегодня очень многие люди жалуются, что не могут должным образом концентрироваться на определённых задачах на протяжении долгого времени. Сейчас мы не станем касаться причин этого явления, тем более, что они для всех очевидны, но спросим: может ли чтение как-то нам помочь? Безусловно. Систематическая работа с книгой возвращает вам способность сохранять сосредоточенность всё дольше. С каждой новой книгой (разумеется, при условии, что чтение вам в принципе интересно) этот важнейший навык будет оттачиваться всё сильнее, и вскоре вы не заметите, как спокойно удерживаете внимание на чтении или любой другой деятельности столько, сколько вам нужно. Будьте готовы к приятному бонусу: ваша память даже без специальных тренировок станет крепчать.
Как делаю я. Сейчас, после многолетней практики, я могу читать до трёх часов за один присест. В средней школе, которую закончил в середине нулевых, помню, с концентрацией были определённые проблемы. Пусть для вас это станет примером не только того, что возраст не является помехой для тренировки мозга, но и того, что все разговоры о принципиальной неспособности мозга сохранять устойчивое внимание на чём-то одном больше 45 минут – полный бред.
Выработка собственных личностных ориентиров. С помощью книг вы также можете задавать самому себе нравственные ориентиры. Когда вы следите за судьбой какого-нибудь персонажа, когда переживаете за его судьбу и даже ставите самого себя на его место, когда благодаря писателю имеете исключительный шанс забраться герою в голову и воочию наблюдать его мысли, вы видите человека такого же, как и вы, без прикрас, таким, каков он есть, и сопоставляете его ценности со своими. Разумеется, вы вольны сделать из плодов подобной работы определённые выводы и повысить тем самым свой собственный культурный стандарт.
Как делаю я. Тут, думаю, всё понятно. Я, как и любой другой человек, выстраиваю собственный круг общения из людей, близких мне по духу и идеям, а развитие этого самого духовного и интеллектуального уровня происходит в том числе и благодаря литературе.
Приобретение ориентации в истории. По большому счёту, книжки позволяют вам путешествовать во времени: вчера вы знакомились с теорией пассионаризма вместе с её создателем Львом Гумилёвым, сегодня с Рэем Брэдбери вы пытаетесь представить, каковы они, технологии развлечения будущего, а завтра – приходите в себя после обеденного сна в Обломовке Гончарова. Отведённое каждому из нас время очень скоротечно, и возможности лично присутствовать в каждой из эпох человеческой цивилизации у нас нет. Но у нас есть литература – средство, с помощью которого мы можем побывать в каждом временном промежутке: подивиться одному и ужаснуться другому, сожалеть о прошествии третьего и вскинуть в знак благодарности руки к небу за то, что не жили в четвёртом.
Как делаю я. Во время чтения я пытаюсь вникнуть в культуру того или иного времени, понять первопричины сложившихся устоев и их последствия для общества будущего. Нередко я допытываюсь до Википедии, чтобы лучше понять те или события прошлого.
Развитие литературного вкуса. Читая всё больше, вы рано или поздно станете подмечать близких вам авторов, выделять, может быть, целые литературные пласты по временному, национальному или мировоззренческому принципу. Таким образом вы сформируете собственную, лишь вам доступную систему оценок того, какая книга «плохая», а какая «не ваша», какая способна дать вам что-то ценное, в то время как другая лишь отнимет ваше время и энергию. Вы научитесь понимать, что есть макулатура, а что, напротив, нечто по-настоящему ценное.
Как делаю я. Мне очень нравится выражение: «чтобы стать умным, может быть достаточно 10 книг, но, чтобы их найти, может потребоваться прочитать 10 000». Постепенно пополняя свой литературный багаж, я незаметным для себя образом начинаю понемногу разбираться в качестве того или иного текста, легче и вместе с тем глубже проникать в фабулу произведения или быстрее понимать, что то, что я сейчас читаю, принесёт мне больше вреда, чем пользы.
Этими аспектами я бы ограничил список основных преимуществ, которые даёт чтение. Теперь давайте вот о чём…
Чего чтение не даёт?
Развитие устной речи. В каждой статье, ролике или книге о пользе чтения авторы все как один говорят о том, что, мол, товарищество с литературой обязательно принесёт вам способность афористично выражаться и быть вострым на язык. Основываясь на своём опыте, я могу сказать, что это неправда. У вас действительно расшириться словарный запас, прирастёт остроумие, вы поднатореете в управлении собственным вниманием, но что касается вербальной составляющей вашей речи, я не вижу причин, по которым она может как-то существенно улучшиться. Вы поглощаете чужую речь через визуальный канал, и, какой бы пёстрой она ни была, говорить так же вы сможете не раньше, чем начнёте тренировать свою собственную речь.
Что же делать? Я никогда не упражнялся в красноречии, хотя и не отказался бы от навыка завораживать людей своей речью. Поэтому здесь, с вашего позволения, я сошлюсь на незыблемый принцип: «тренируй именно то, чем хочешь владеть». Хотите стать «мастером словесности русской»? Больше говорите и встраивайте в сказанное те речевые обороты, с которыми столкнулись в прочитанных книгах. На этом сайт е куча материалов по развитию навыка красноречия – дорогу осилит идущий!
Развитие письменной речи. То же самое, что и в предыдущем пункте: вы не станете кудесником пера, полагаясь только лишь на чтение. Последнее будет отличным подспорьем для того, кто постоянно практикуется в письме, причём неважно, что именно вы пишете: готовитесь к сочинению на ЕГЭ, работаете над квартальным отчётом или готовите очередную статью для заказчика – «раскачанный» навык письма без чтения маловероятен, но возможен, а вот одно лишь чтение без постоянной практики в написании текстов точно не принесёт плодов в ремесле писца.
Что же делать? Когда я готовился к ЕГЭ по русскому языку, в котором, если вы не в курсе, присутствует сочинение, я писал по одной письменной работе в день, то есть каждый день я тратил полтора-два часа на то, чтобы в приемлемой форме написать чёртово сочинение. Как часто у многих бывает, сначала дело не шло совсем, хоть мой запас прочитанного уже тогда был значительно шире, чем у подавляющего большинства школьников, затем что-то начало получаться и как итог – 91 балл из 100 возможных.
Повышение грамотности. Ещё один миф, на мой взгляд, заключается в том, что читающий человек априори является грамотным. С этим можно согласиться с одной очень важной оговоркой: если человек на короткой ноге с литературой с самого детства. Действительно, в ранние годы жизни мозг по какой-то причине очень цепко улавливает, как визуально выглядит слово, где может стоять запятая и почему красная строка присутствует именно здесь. У таких людей, к коим я сам себя причисляю, с течением времени формируется нечто вроде «нюха» к языку: человек может не помнить или вовсе не знать того или иного правила, но упражнение по нему выполнит безо всяких проблем. Мозг же взрослого, как мне подсказывает личный опыт, невосприимчив к таким вещам, и если приобретённой в детстве и юношестве грамотности у вас нет, не надейтесь, что чтение сделает за вас всю работу.
Что же делать? Если вы имеете потребность повысить уровень собственной грамотности, я бы рекомендовал приобрести учебники и рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов и планомерно по ним заниматься. Также не лишённым смысла мне представляется поиск такого репетитора, который специализируется на занятиях со взрослыми, имеющими пробелы в школьных знаниях. В этом, поверьте, нет ничего постыдного – зазорно быть бездарем.
Обычно статьи такого рода автор завершает какими-либо выводами из собственных слов. Сомневаюсь, что здесь это необходимо, ведь свой выбор в отношении чтения я сделал уже давно и никогда о нём не жалел. А каков ваш выбор?
Автор: Sentinel, эксклюзивно для лучшего форума рунета.
Прежде чем я начну, необходимо сделать две важные оговорки:
- во-первых, в качестве «подопытной» литературы мы рассматриваем только художественную и научно-популярную. В чём назначение книг типа «как изменить своё мышление за 791 день» или «как удачно выйти замуж, если ты мужчина», мне кажется, и так понятно: действуй по предложенным алгоритмам и оптимизируй их под себя. С художественной литературой, в том числе классической, всё несколько сложнее;
- во-вторых, я рассматриваю чтение исключительно как один из способов саморазвития, но не развлечения. Об этом было важно упомянуть, поскольку в чтении как в способе убить время я не вижу смысла и такой его вид не практикую.
Итак, что же действительно даёт чтение?
Существенное расширение словарного запаса. На вашем «читательском» пути непременно будут встречаться слова и выражения, значения которых вы до этого не знали. Подсмотрев их смысл в словаре, где-нибудь записав и, что особенно важно, периодически просматривая свои записи, вы добавляете в собственную базу знаний новую информационную единицу. Конечно, кто-то скажет, что можно вполне прилично жить и не зная значений слов вроде «киот», «балдахин» или «филигранный», но согласитесь, в нужный момент щегольнуть собственной эрудицией перед знакомыми всегда приятно, тем более что активное использование памяти не позволит последней безвозвратно зачахнуть раньше времени. Станете грозой сканвордов!
Как делаю я. За редким исключением я читаю на ридере. Используя возможность создания заметок, я периодически, раз в две-три недели, просматриваю свои комментарии к незнакомым словам, выделенные моменты с приглянувшимися мыслями или цитатами и таким образом систематически освежаю в памяти новую для себя информацию. Через пару месяцев, когда я чувствую, что то или иное понятие прочно засело в моей голове, с заметками этой книги начинаю работать реже.
Знакомство с «большими» идеями. В классической художественной литературе зачастую очень широкая проблематика, то есть произведение может затрагивать одновременно множество самых разных вопросов. Например, в известном на весь мир шедевре русской литературы «Преступление и наказание» рассматривается целый спектр вопросов разной степени сложности: от того, как пронести топор в квартиру, чтобы его не заметили, до того, каков временной предел противоборства нравственных ценностей человека и приобретённых им убеждений. Задумываясь над каждым из них и, по мере собственной проницательности и упорства, находя на них ответы, вы постепенно формируете, дополняете собственную картину мира, делаете её ярче и многограннее, что в долгосрочной перспективе принесёт свои плоды, которые вы не купите ни за какие деньги.
Как делаю я. Если мои душевные струны были задеты какой-нибудь мыслью, я уже после чтения многократно и углублённо, насколько позволяет развитие , обдумываю её. Часто случается так, что какая-то идея производит на меня такое действенное впечатление, что я просто не могу продолжать чтение до тех пор, пока она «не уляжется» в моей голове. Так, например, произошло совсем недавно, когда в «Игроке» того же Достоевского я столкнулся с гипотезой одного из героев книги, согласно которой «…на унижении основывается большею частью дружба». Размышляя над этим высказыванием и в ретроспективе, и применительно к сегодняшним реалиям, я был до того поражён своими выводами, что существенно затянул процесс чтения ввиду пересмотра некоторых из своих убеждений.
Лучшее понимание людей. Известно, что «чужая душа – потёмки». Но всё же понимать намерения и поступки людей часто бывает очень полезным хотя бы для того только, чтобы не идти по их стопам на их же грабли. Кроме того, «увидев» в очередном встречном знакомого вам персонажа из того или иного произведения, вам будет проще «подобрать к нему ключи».
Как делаю я. В своих знакомых я стараюсь разглядеть героев известных мне книг – это помогает лучше соотносить наши с ними ценности и принимать на основании этого решение о том, что для меня этот человек в долгосрочной перспективе и может ли он вообще быть её частью. Это несколько раз помогало мне на ранних этапах отношений с людьми отсекать тех, кто позже совершал поступки последних степеней подлости (не стану скрывать, что такое проявление проницательности является для меня не чем иным, как предметом гордости).
Развитие внимания. Сегодня очень многие люди жалуются, что не могут должным образом концентрироваться на определённых задачах на протяжении долгого времени. Сейчас мы не станем касаться причин этого явления, тем более, что они для всех очевидны, но спросим: может ли чтение как-то нам помочь? Безусловно. Систематическая работа с книгой возвращает вам способность сохранять сосредоточенность всё дольше. С каждой новой книгой (разумеется, при условии, что чтение вам в принципе интересно) этот важнейший навык будет оттачиваться всё сильнее, и вскоре вы не заметите, как спокойно удерживаете внимание на чтении или любой другой деятельности столько, сколько вам нужно. Будьте готовы к приятному бонусу: ваша память даже без специальных тренировок станет крепчать.
Как делаю я. Сейчас, после многолетней практики, я могу читать до трёх часов за один присест. В средней школе, которую закончил в середине нулевых, помню, с концентрацией были определённые проблемы. Пусть для вас это станет примером не только того, что возраст не является помехой для тренировки мозга, но и того, что все разговоры о принципиальной неспособности мозга сохранять устойчивое внимание на чём-то одном больше 45 минут – полный бред.
Выработка собственных личностных ориентиров. С помощью книг вы также можете задавать самому себе нравственные ориентиры. Когда вы следите за судьбой какого-нибудь персонажа, когда переживаете за его судьбу и даже ставите самого себя на его место, когда благодаря писателю имеете исключительный шанс забраться герою в голову и воочию наблюдать его мысли, вы видите человека такого же, как и вы, без прикрас, таким, каков он есть, и сопоставляете его ценности со своими. Разумеется, вы вольны сделать из плодов подобной работы определённые выводы и повысить тем самым свой собственный культурный стандарт.
Как делаю я. Тут, думаю, всё понятно. Я, как и любой другой человек, выстраиваю собственный круг общения из людей, близких мне по духу и идеям, а развитие этого самого духовного и интеллектуального уровня происходит в том числе и благодаря литературе.
Приобретение ориентации в истории. По большому счёту, книжки позволяют вам путешествовать во времени: вчера вы знакомились с теорией пассионаризма вместе с её создателем Львом Гумилёвым, сегодня с Рэем Брэдбери вы пытаетесь представить, каковы они, технологии развлечения будущего, а завтра – приходите в себя после обеденного сна в Обломовке Гончарова. Отведённое каждому из нас время очень скоротечно, и возможности лично присутствовать в каждой из эпох человеческой цивилизации у нас нет. Но у нас есть литература – средство, с помощью которого мы можем побывать в каждом временном промежутке: подивиться одному и ужаснуться другому, сожалеть о прошествии третьего и вскинуть в знак благодарности руки к небу за то, что не жили в четвёртом.
Как делаю я. Во время чтения я пытаюсь вникнуть в культуру того или иного времени, понять первопричины сложившихся устоев и их последствия для общества будущего. Нередко я допытываюсь до Википедии, чтобы лучше понять те или события прошлого.
Развитие литературного вкуса. Читая всё больше, вы рано или поздно станете подмечать близких вам авторов, выделять, может быть, целые литературные пласты по временному, национальному или мировоззренческому принципу. Таким образом вы сформируете собственную, лишь вам доступную систему оценок того, какая книга «плохая», а какая «не ваша», какая способна дать вам что-то ценное, в то время как другая лишь отнимет ваше время и энергию. Вы научитесь понимать, что есть макулатура, а что, напротив, нечто по-настоящему ценное.
Как делаю я. Мне очень нравится выражение: «чтобы стать умным, может быть достаточно 10 книг, но, чтобы их найти, может потребоваться прочитать 10 000». Постепенно пополняя свой литературный багаж, я незаметным для себя образом начинаю понемногу разбираться в качестве того или иного текста, легче и вместе с тем глубже проникать в фабулу произведения или быстрее понимать, что то, что я сейчас читаю, принесёт мне больше вреда, чем пользы.
Этими аспектами я бы ограничил список основных преимуществ, которые даёт чтение. Теперь давайте вот о чём…
Чего чтение не даёт?
Развитие устной речи. В каждой статье, ролике или книге о пользе чтения авторы все как один говорят о том, что, мол, товарищество с литературой обязательно принесёт вам способность афористично выражаться и быть вострым на язык. Основываясь на своём опыте, я могу сказать, что это неправда. У вас действительно расшириться словарный запас, прирастёт остроумие, вы поднатореете в управлении собственным вниманием, но что касается вербальной составляющей вашей речи, я не вижу причин, по которым она может как-то существенно улучшиться. Вы поглощаете чужую речь через визуальный канал, и, какой бы пёстрой она ни была, говорить так же вы сможете не раньше, чем начнёте тренировать свою собственную речь.
Что же делать? Я никогда не упражнялся в красноречии, хотя и не отказался бы от навыка завораживать людей своей речью. Поэтому здесь, с вашего позволения, я сошлюсь на незыблемый принцип: «тренируй именно то, чем хочешь владеть». Хотите стать «мастером словесности русской»? Больше говорите и встраивайте в сказанное те речевые обороты, с которыми столкнулись в прочитанных книгах. На этом сайт е куча материалов по развитию навыка красноречия – дорогу осилит идущий!
Развитие письменной речи. То же самое, что и в предыдущем пункте: вы не станете кудесником пера, полагаясь только лишь на чтение. Последнее будет отличным подспорьем для того, кто постоянно практикуется в письме, причём неважно, что именно вы пишете: готовитесь к сочинению на ЕГЭ, работаете над квартальным отчётом или готовите очередную статью для заказчика – «раскачанный» навык письма без чтения маловероятен, но возможен, а вот одно лишь чтение без постоянной практики в написании текстов точно не принесёт плодов в ремесле писца.
Что же делать? Когда я готовился к ЕГЭ по русскому языку, в котором, если вы не в курсе, присутствует сочинение, я писал по одной письменной работе в день, то есть каждый день я тратил полтора-два часа на то, чтобы в приемлемой форме написать чёртово сочинение. Как часто у многих бывает, сначала дело не шло совсем, хоть мой запас прочитанного уже тогда был значительно шире, чем у подавляющего большинства школьников, затем что-то начало получаться и как итог – 91 балл из 100 возможных.
Повышение грамотности. Ещё один миф, на мой взгляд, заключается в том, что читающий человек априори является грамотным. С этим можно согласиться с одной очень важной оговоркой: если человек на короткой ноге с литературой с самого детства. Действительно, в ранние годы жизни мозг по какой-то причине очень цепко улавливает, как визуально выглядит слово, где может стоять запятая и почему красная строка присутствует именно здесь. У таких людей, к коим я сам себя причисляю, с течением времени формируется нечто вроде «нюха» к языку: человек может не помнить или вовсе не знать того или иного правила, но упражнение по нему выполнит безо всяких проблем. Мозг же взрослого, как мне подсказывает личный опыт, невосприимчив к таким вещам, и если приобретённой в детстве и юношестве грамотности у вас нет, не надейтесь, что чтение сделает за вас всю работу.
Что же делать? Если вы имеете потребность повысить уровень собственной грамотности, я бы рекомендовал приобрести учебники и рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов и планомерно по ним заниматься. Также не лишённым смысла мне представляется поиск такого репетитора, который специализируется на занятиях со взрослыми, имеющими пробелы в школьных знаниях. В этом, поверьте, нет ничего постыдного – зазорно быть бездарем.
Обычно статьи такого рода автор завершает какими-либо выводами из собственных слов. Сомневаюсь, что здесь это необходимо, ведь свой выбор в отношении чтения я сделал уже давно и никогда о нём не жалел. А каков ваш выбор?
Автор: Sentinel, эксклюзивно для лучшего форума рунета.