Я владею английским языком на уровне upper-intermediate, но так было не всегда. Ещё несколько лет назад мой лексический запас был куцым, и я понимал, что необходимо что-то предпринять, если я действительно хочу расти. Методом проб и ошибок я выработа л свой способ увеличения словарного запаса, способ, который впоследствии и привёл меня на тот уровень владения языком, на котором я нахожусь сейчас. В этом методе нет ничего сверхъестественного или революционного, использовать его может каждый в должной степени мотивированный на изучение языка человек.
С помощью этого метода я укладывал в долгосрочную память по 1 000 новых слов и выражений за 30 дней. Интенсивность, продолжительность и другие характеристики вы можете изменять под себя – я же могу отвечать только за то, что неоднократно успешно проделывал сам. Перейдём ближе к делу.
Мой метод состоит в основном из двух широко распространённых принципов: первый – это форсированное заучивание слов с помощью карточек, второй – сквозная практика заученных ранее слов в течение дня. Для того чтобы самостоятельно сделать за один месяц то, на что в языковых школах употребляют четыре, вам понадобится: много чистых листочков бумаги размером с визитку (две пачки по 500 таких листков в каждой обойдутся в 100 рублей), два маркера разных цветов, диктофон и любого вида словарь (хотя бы и Гугл-переводчик).
Предположим, ваша работа начинается первого числа. В этот день вы берёте первый листочек и с одной его стороны пишете новое для вас английское слово, например, «pale». На обратной стороне того же листка, как нетрудно догадаться, вы другим цветом пишете перевод этого слова – «бледный» - и откладываете карточку в сторону. Эту процедуру повторяете со вторым листком, снова беря в руки первый цвет и записывая следующее новое слово, допустим, «to castigate». Не забыв вновь сменить цвет маркера, вы с другой стороны пишете перевод этого глагола – «подвергать наказанию». Таким благообразным для себя образом вы поступаете с оставшимися 98 листочками: в итоге к концу этой экзекуции у вас должна быть сотня заполненных карточек со словами на английском языке, предположим, красным цветом и на русском - зелёным. На подготовку такого количества карточек у вас уйдёт около полутора часов.
После того как вы одолеете первую сотню, начинается вторая часть работы, гораздо менее трудоёмкая, но также важная. Вы включаете в своём диктофоне режим записи и с перерывом в полторы-две секунды читаете последовательно любые 25 из только что записанных слов на английском языке (у вас получится что-то вроде списка “pale” – две секунды паузы – “to castigate” – снова две секунды паузы – “affinity”, например, - ещё пауза и так далее). Очевидно, что оставшиеся 75 слов вы точно так же разбиваете на три блока по 25 слов в каждом и так же их надиктовываете. После этого, когда все 100 сегодняшних английских слов у вас «переродятся» в аудио, вы должны будете сделать то же самое, но с переводами, то есть сделать ещё 4 блока по 25 переводов слов тоже в любом порядке. Запись всех 8 блоков займёт не более 10 минут. В конце первого дня вашей работы у вас в итоге должны быть заготовлены 100 карточек с новыми словами и 8 аудиофайлов с ними же. Если есть ещё время, то можно «прогнать» карточки (очень желательно!), то есть начать заучивать по ним слова, если нет - откладываем эту стопку до завтра. Аудиофайлы заливаем на телефон/плеер/ридер – на устройство, с которым вы сможете работать в течение завтрашнего дня. Поздравляю, ваш первый день завершён!
Наступило второе число. Ваша сегодняшняя работа будет менее скрупулёзной: в течение дня вы столько, сколько это возможно, в режиме смешанного воспроизведения прослушиваете давеча записанное и двухсекундные промежутки между словами используете с тем, чтобы отметить про себя или вслух значение названного вами же слова. Допустим, диктор в вашем лице говорит «pale», а вы, заполняя неловкую паузу, отвечаете «бледный», и так с каждым словом. Здесь, сами понимаете, принцип прост: чем больше времени уделите такому повторению, тем глубже и прочнее новые слова осядут в вашей памяти. Вечером не менее получаса работаем с карточками, «прогоняем» их, заучиваем то, что ещё зыбко в памяти. Не переживайте, если почувствуете, что какие-то слова или выражения ни в какую не захотят запоминаться: в предстоящий месяц вы не одну сотню раз встретитесь с каждым из слов. Вновь спешу поздравить – ваша работа на сегодня завершена!
Итак, ваш рабочий цикл состоит из двух дней: в первый – подготовка карточек, их первичный «прогон» и запись слов в аудио, во второй – плотная работа со всеми подготовленными на данный момент аудио и карточками. За первые 20 дней этот цикл должен повториться 10 раз. Таким образом, до 20-21 числа вы через день выполняете одно и то же, добавляя по 100 слов каждый второй день. Последние 10 дней месяца вы ежедневно минимум по часу работаете со всеми карточками и по два часа – со всеми аудиозаписями.
Как совмещать заучивание новых слов и повторение старых.
Я практиковал такой подход: половину того времени, которую я мог посвятить работе над лексикой, я отводил изучению нового материала, причём изучение это - «загрузку», как я его называл, - всегда шло первым по очереди. С аудио, например, было так: я знал, что в разъездах и тех делах, в которых я могу позволить себе иметь наушники в ушах, я проведу около трёх часов, поэтому первые полтора часа я слушал только те 8 треков, которые записывал накануне, а уж только потом включал «шафл» для всех файлов.
Теперь, после описания моего метода, сделаю некое подобие ЧаВо, если позволите, в форме катехизиса.
Вопрос: С какого уровня владения языком можно использовать этот метод?
Ответ: Лексика - это совершенно точно не та вещь, с которой необходимо начинать учить язык. Если вы, читая то или иное предложение и видя незнакомое слово, не можете моментально определить его часть речи, я бы не рекомендовал работать непосредственно над словарным запасом вообще
Вопрос: Что понимается под «прогоном» карточек?
Ответ: Вы берёте стопку карточек и начинаете постепенно, по одной, как карточную колоду, их просматривать, припоминая значение того или иного слова. Если не помните, подсмотрите, если помните, берите следующую. Если после многократного «прогона» вы чувствуете, что твёрдо усвоили значение слова, исключите его из общего списка постоянно проверяемых.
Вопрос: Можно ли изначально взять меньше/больше слов?
Ответ: Можно взять сколько угодно слов. Если чувствуете, что не справитесь с таким объёмом работы, возьмите 500 и все приведённые в статье цифры поделите на два.
Вопрос: Зачем использовать разные цвета для оригинала и перевода?
Ответ: Листочки имеют неприятное свойство перемешиваться между собой, особенно во время скоростной работы. Использование разных цветов для слов на разных языках поможет избежать путаницы.
Вопрос: Зачем аудиофайлы делить на блоки?
Ответ: Когда файлов станет много, большее их количество предотвратит непроизвольное запоминание каждого списка. Если вы, например, разделите свою сотню слов на два блока, то через некоторое время вы будете не столько помнить значение каждого отдельного словца или выражения, сколько по началу того или иного списка пытаться припоминать, какие ещё синтаксические единицы находятся в этом файле.
Вопрос: Как быстро искать слова при подготовке карточек?
Ответ: Я просто открывал бумажный словарь и выбирал незнакомые слова и идиомы. Поскольку готовил карточки всегда под музыку (я слушаю только западный рок и металл), тут же гуглил услышанные в песнях новые для себя слова.
Вопрос: Как разграничивать записанные в разные дни аудиофайлы?
Ответ: После записи аудио добавляйте в теги, в название альбома, дату того, когда производилась запись. Это можно сделать как через аудиоплеер, так и в свойствах файла.
Вопрос: Что по окончании рабочего месяца?
Ответ: Даже если вы активно занимаетесь английским языком, я рекомендую сделать перерыв в работе над лексикой хотя бы на две недели. В языке не так много слов, чтобы без перерывов за ними гоняться.
Для тех, кому всё это кажется слишком трудоёмким, скажу, что таким образом почти за пять месяцев я поднял словарный запас примерно на 3 000 выражений и слов (1000 в первый месяц, три недели перерыв, ещё 1000 за второй месяц, снова две недели перерыв и 1 200-1 300 за третий месяц). И это при том, что параллельно я практиковался в аудировании день через день. Надеюсь, что вы, когда наконец соберётесь взяться за язык, сделаете это с не меньшей рьяностью. Обучение, как говорит Ягодкин, должно быть интенсивным.
Автор: Sentinel, эксклюзивно для лучшего форума рунета.
Мои другие полезные статьи: Что реально даёт чтение, Как набрать симпатий. Альтернативные способы.
С помощью этого метода я укладывал в долгосрочную память по 1 000 новых слов и выражений за 30 дней. Интенсивность, продолжительность и другие характеристики вы можете изменять под себя – я же могу отвечать только за то, что неоднократно успешно проделывал сам. Перейдём ближе к делу.
Мой метод состоит в основном из двух широко распространённых принципов: первый – это форсированное заучивание слов с помощью карточек, второй – сквозная практика заученных ранее слов в течение дня. Для того чтобы самостоятельно сделать за один месяц то, на что в языковых школах употребляют четыре, вам понадобится: много чистых листочков бумаги размером с визитку (две пачки по 500 таких листков в каждой обойдутся в 100 рублей), два маркера разных цветов, диктофон и любого вида словарь (хотя бы и Гугл-переводчик).
Предположим, ваша работа начинается первого числа. В этот день вы берёте первый листочек и с одной его стороны пишете новое для вас английское слово, например, «pale». На обратной стороне того же листка, как нетрудно догадаться, вы другим цветом пишете перевод этого слова – «бледный» - и откладываете карточку в сторону. Эту процедуру повторяете со вторым листком, снова беря в руки первый цвет и записывая следующее новое слово, допустим, «to castigate». Не забыв вновь сменить цвет маркера, вы с другой стороны пишете перевод этого глагола – «подвергать наказанию». Таким благообразным для себя образом вы поступаете с оставшимися 98 листочками: в итоге к концу этой экзекуции у вас должна быть сотня заполненных карточек со словами на английском языке, предположим, красным цветом и на русском - зелёным. На подготовку такого количества карточек у вас уйдёт около полутора часов.
После того как вы одолеете первую сотню, начинается вторая часть работы, гораздо менее трудоёмкая, но также важная. Вы включаете в своём диктофоне режим записи и с перерывом в полторы-две секунды читаете последовательно любые 25 из только что записанных слов на английском языке (у вас получится что-то вроде списка “pale” – две секунды паузы – “to castigate” – снова две секунды паузы – “affinity”, например, - ещё пауза и так далее). Очевидно, что оставшиеся 75 слов вы точно так же разбиваете на три блока по 25 слов в каждом и так же их надиктовываете. После этого, когда все 100 сегодняшних английских слов у вас «переродятся» в аудио, вы должны будете сделать то же самое, но с переводами, то есть сделать ещё 4 блока по 25 переводов слов тоже в любом порядке. Запись всех 8 блоков займёт не более 10 минут. В конце первого дня вашей работы у вас в итоге должны быть заготовлены 100 карточек с новыми словами и 8 аудиофайлов с ними же. Если есть ещё время, то можно «прогнать» карточки (очень желательно!), то есть начать заучивать по ним слова, если нет - откладываем эту стопку до завтра. Аудиофайлы заливаем на телефон/плеер/ридер – на устройство, с которым вы сможете работать в течение завтрашнего дня. Поздравляю, ваш первый день завершён!
Наступило второе число. Ваша сегодняшняя работа будет менее скрупулёзной: в течение дня вы столько, сколько это возможно, в режиме смешанного воспроизведения прослушиваете давеча записанное и двухсекундные промежутки между словами используете с тем, чтобы отметить про себя или вслух значение названного вами же слова. Допустим, диктор в вашем лице говорит «pale», а вы, заполняя неловкую паузу, отвечаете «бледный», и так с каждым словом. Здесь, сами понимаете, принцип прост: чем больше времени уделите такому повторению, тем глубже и прочнее новые слова осядут в вашей памяти. Вечером не менее получаса работаем с карточками, «прогоняем» их, заучиваем то, что ещё зыбко в памяти. Не переживайте, если почувствуете, что какие-то слова или выражения ни в какую не захотят запоминаться: в предстоящий месяц вы не одну сотню раз встретитесь с каждым из слов. Вновь спешу поздравить – ваша работа на сегодня завершена!
Итак, ваш рабочий цикл состоит из двух дней: в первый – подготовка карточек, их первичный «прогон» и запись слов в аудио, во второй – плотная работа со всеми подготовленными на данный момент аудио и карточками. За первые 20 дней этот цикл должен повториться 10 раз. Таким образом, до 20-21 числа вы через день выполняете одно и то же, добавляя по 100 слов каждый второй день. Последние 10 дней месяца вы ежедневно минимум по часу работаете со всеми карточками и по два часа – со всеми аудиозаписями.
Как совмещать заучивание новых слов и повторение старых.
Я практиковал такой подход: половину того времени, которую я мог посвятить работе над лексикой, я отводил изучению нового материала, причём изучение это - «загрузку», как я его называл, - всегда шло первым по очереди. С аудио, например, было так: я знал, что в разъездах и тех делах, в которых я могу позволить себе иметь наушники в ушах, я проведу около трёх часов, поэтому первые полтора часа я слушал только те 8 треков, которые записывал накануне, а уж только потом включал «шафл» для всех файлов.
Теперь, после описания моего метода, сделаю некое подобие ЧаВо, если позволите, в форме катехизиса.
Вопрос: С какого уровня владения языком можно использовать этот метод?
Ответ: Лексика - это совершенно точно не та вещь, с которой необходимо начинать учить язык. Если вы, читая то или иное предложение и видя незнакомое слово, не можете моментально определить его часть речи, я бы не рекомендовал работать непосредственно над словарным запасом вообще
Вопрос: Что понимается под «прогоном» карточек?
Ответ: Вы берёте стопку карточек и начинаете постепенно, по одной, как карточную колоду, их просматривать, припоминая значение того или иного слова. Если не помните, подсмотрите, если помните, берите следующую. Если после многократного «прогона» вы чувствуете, что твёрдо усвоили значение слова, исключите его из общего списка постоянно проверяемых.
Вопрос: Можно ли изначально взять меньше/больше слов?
Ответ: Можно взять сколько угодно слов. Если чувствуете, что не справитесь с таким объёмом работы, возьмите 500 и все приведённые в статье цифры поделите на два.
Вопрос: Зачем использовать разные цвета для оригинала и перевода?
Ответ: Листочки имеют неприятное свойство перемешиваться между собой, особенно во время скоростной работы. Использование разных цветов для слов на разных языках поможет избежать путаницы.
Вопрос: Зачем аудиофайлы делить на блоки?
Ответ: Когда файлов станет много, большее их количество предотвратит непроизвольное запоминание каждого списка. Если вы, например, разделите свою сотню слов на два блока, то через некоторое время вы будете не столько помнить значение каждого отдельного словца или выражения, сколько по началу того или иного списка пытаться припоминать, какие ещё синтаксические единицы находятся в этом файле.
Вопрос: Как быстро искать слова при подготовке карточек?
Ответ: Я просто открывал бумажный словарь и выбирал незнакомые слова и идиомы. Поскольку готовил карточки всегда под музыку (я слушаю только западный рок и металл), тут же гуглил услышанные в песнях новые для себя слова.
Вопрос: Как разграничивать записанные в разные дни аудиофайлы?
Ответ: После записи аудио добавляйте в теги, в название альбома, дату того, когда производилась запись. Это можно сделать как через аудиоплеер, так и в свойствах файла.
Вопрос: Что по окончании рабочего месяца?
Ответ: Даже если вы активно занимаетесь английским языком, я рекомендую сделать перерыв в работе над лексикой хотя бы на две недели. В языке не так много слов, чтобы без перерывов за ними гоняться.
Для тех, кому всё это кажется слишком трудоёмким, скажу, что таким образом почти за пять месяцев я поднял словарный запас примерно на 3 000 выражений и слов (1000 в первый месяц, три недели перерыв, ещё 1000 за второй месяц, снова две недели перерыв и 1 200-1 300 за третий месяц). И это при том, что параллельно я практиковался в аудировании день через день. Надеюсь, что вы, когда наконец соберётесь взяться за язык, сделаете это с не меньшей рьяностью. Обучение, как говорит Ягодкин, должно быть интенсивным.
Автор: Sentinel, эксклюзивно для лучшего форума рунета.
Мои другие полезные статьи: Что реально даёт чтение, Как набрать симпатий. Альтернативные способы.