Мы все в той или иной степени зависимы от человека, которого впускаем в свою жизнь. Разница только в той территории, которую он занимает в нас. Или мы в нём.
Различают четыре типа зависимых отношений:
Раствориться в Другом.
Стать частью Его жизни, придатком, дополнением к Нему. Перенять его ценности и взгляды на жизнь.
Видеть в Другом наставника, учителя – того, кто лучше разбирается в жизни и в том, что вам нужно, в частности.
Не понимать и не чувствовать собственных потребностей.
Не доверять себе в выборе и не верить в себя как в личность, способную самостоятельно нести ответственность за свою жизнь.
Вся ответственность, планы, цели, важные решения перекладывается на партнёра.
Другой становится некой обителью, которая укрывает и защищает от внешнего мира. материнской утробой для взрослого человека.
“Смысл моей жизни в том, чтобы быть рядом с ним. Он для меня всё. Я без него -никто.”
“Я не представляю, как можно жить без того, кто направляет тебя, заботиться о тебе и оберегает.”
Такие люди целенаправленно ищут человека, который принял бы их в свой мир, начал заботиться и спасать, растить и наставлять на путь истинный, поскольку не чувствуют себя жизнеспособными без заботливой Родительской фигуры рядом.
Выход из зависимых отношений – это прежде всего обретение себя как отдельной личности, рост самостоятельности и возможности опираться на себя и себе доверять.
Это значит стать Взрослым, способным опираться на себя.
Стать для Другого Путеводной звездой.
Определить путь жизни и развития другого человека и усиленно толкать его в нужном направлении. Стать для него заботливой Мамой, строгим Отцом, Тренером, Спасателем и Духовным гуру в одном лице.
Взять на себя ответственность за его жизнь, его здоровье , его питание , его развитие . Ставить ему цели, вдохновлять, толкать, мотивировать. Быть баржей, которая толкает его вперёд.
При этом личная территория Другого – его принципы, мировоззрение, желания, система представлений о себе, способы взаимодействия с миром, представление о собственных возможностях; цели и свои собственные способы их достижения, а также физическая территория - личные вещи, своё пространство – всё это оккупируется. Вытаптывается и выпалывается как полянка с сорняками, чтобы засадить только нужное и полезное.
Цена такой заботы – лишение другого права на свободу, самоопределение, на свои собственные выборы, личную территорию, куда вход запрещён.
” Я знаю, что тебе нужно! Слушай меня, и у тебя всё будет хорошо!”
” Я взрастила его, сделала из него человека! Где бы он был, если бы не я?!”
“Я умнее, сильнее его. Я знаю, как надо. И если он будет делать всё, что я ему говорю, то всё будет отлично.”
“Я живу для него. Я живу для того, чтобы у него всё было хорошо.”
Людям кажется, что они живут для другого человека, жертвенно отдавая себя целиком. И естественно ждут благодарности.
На самом деле они просто поглощают другого человека, подменяя им собственные стремления и желания. заполняя чужой жизнью дыру в своей душе.
Если бы все усилия, которые направляются на то, чтобы вырастить из Другого кого-то Достойного, тратились бы на то, чтобы услышать себя, и всё что взращивалось в Другом, взращивалось бы в себе – вот это был бы рост!
Но очень сложно отказаться от миссионерской миссии, от контроля и родитель ской позиции в отношении к другому взрослому человеку. От чувства власти и могущества.
Отказавшись от жизни ради Другого, придётся встретиться с собой, с пустотой, которая окажется в том месте, которое заполнял другой человек.
Придётся более пристально взглянуть на себя и научиться отличать свои желания от желаний других людей. Признавать за собой свои потребности и разрешать себе их удовлетворять, не пытаясь дать счастье кому-то другому. И признать право за другим человеком быть другим и самостоятельно нести ответственность за свою жизнь.
Обрести над Другим полную власть
В этом случае из партнёра лепится какой-то “идеальный образ”, который существует только в собственной голове.
Происходит это путём полного разрушения внутреннего мира другого человека.
Другой человек воспринимается, как полное ничтожество, раб, вещь, неспособная на что-либо путное, его надо “воспитать ” и ” учить уму-разуму” с помощью постоянной критики и унижений.
Причём критиковаться и принижаться будут именно те качества, в которых другой человек неординарен.
Основная задача – сделать Другого полностью зависимым. Его могут покупать подарками, обеспечивать целиком, единственное, что не допускается – это свобода и независимость.
Ответственность за другого декларируется, но на деле не осуществляется: партнёр только используется, на нём ежедневно проверяется собственная способность властвовать, управлять чужими чувствами и поступками.
Это садистический тип зависимых отношений, построенный по принципу Агрессор и Жертва. Жертва постоянно находится под гнётом вины, ужаса и стыда. Она пытается соответствовать всё более нереальным требованиям агрессора, полностью уничтожая себя как личность. Агрессор же играет с ней как кот с мышкой - пока мышка ещё жива, трепещет, сопротивляется, она интересна. Как только жертва полностью покорилась, умерла как личность, к неё теряется всякий интерес. И ищется новая жертва, часто ребёнок.
Ощущение собственной значимости, могущества, способности управлять чужими жизнями – вот, что привлекает агрессора и придаёт ему ценность в собственных глазах.
В этих отношения х много психологического и физического насилия.
Если жертве удаётся найти помощь и вырваться из ловушки, и не искать себе нового садиста, а постепенно возвращать себе себя, веру и доверие самой себе, то возможно построение новых , более здоровых отношений с другим человеком.
Использовать Другого в качестве Зеркала.
“Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?”
Зеркало должно ответить :“Ты” и неустанно хвалить, отражая только позитивные, невероятно прекрасные качества партнёра – его острый ум, красоту, неординарность, особенность, непохожесть на простых смертных.
Если Зеркалу придёт в голову ляпнуть что-то типа: “Ты прекрасна слову нет, но царевна всё ж белее…” Оно будет в ярости разбито, и срочно будет искаться замена, новое Зеркало или Зеркала, в которых сможет отразиться ум и небывалая красота обладателя.
Человек, выстраивая такие отношения, ведёт себя как капризный Ребёнок, который ждёт от Родителей только похвалу и безусловное признание своих талантов.
Партнёр должен выполнять роль не только Зеркала, но и нести обязанности Родителя – обеспечивать, холить, лелеять, с ложечки кормить и шлейф заносить.
Вся ответственность за обеспечение, финансовую безопасность, решение сложных, жизненно важных вопросов возлагается на партнёра.
“Если он меня любит, то он должен меня обеспечивать. Иначе зачем вообще нужен муж и мужчина?”
“Она должна быть счастлива только от того, что такой человек как я с ней живёт.”
Это нарциссический тип отношений. Другой нужен только как зеркало, как слабое отражение, фон, на котором ярче и эффектнее виден сам обладатель.
Признание другого равным, видимым, отдельной, а не отражающей личностью – это первый шаг оздоровления таких отношений. Потребность человека выстраивать зависимые отношения формируется в детстве. ребёнок ищет способ, который даст ему возможность получать любовь и заботу близких.
Семейная система сама диктует этот способ – как нужно себя вести, чтобы тебя любили, ценили, обращали на тебя внимание, восхищались тобой. Нужно ли для этого быть несчастным и беспомощным или надо быть спасателем, героем, мучеником и ответственным за всех или надо быть жестоким, властным самодуром, или самым умным, самым красивым, чтобы оправдать нереальные ожидания семьи. А часто эти требования суммируются, миксуются и создают сложную систему потребностей и ожиданий, которые человек пытается удовлетворить в отношениях с Другим.
Надо заметить, что люди с точностью находят свою половинку, подходящую им по способу отношений.
Создавая отношения, мы пускаем человека в своё сердце, заходим на его территорию и пускаем в свою. Это не было бы возможным, если бы в нас не было бы места для него, если бы мы были до такой степени целостными и самодостаточными, что нам не нужен был бы никто другой. Люди в большинстве своём нуждаются друг в друге, и слава богу.
Два любящих человека дополняют друг друга, чувствуя себя с другим лучше, чем без него. Разница только в способе взаимодействия и в той территории, которой мы отдаём Другому или занимаем у него.
В здоровых отношениях есть привязанность, но есть и автономия, возможность опираться на себя, на свои личные ресурсы, не зависящие от другого человека.
Есть поддержка с уважением к границам другого человека. В здоровых отношениях люди остаются вместе не потому что друг без друга невозможно, а потому что вместе лучше, чем по-отдельности.
“Зрелые отношения любви – это отношения людей, которые, дополняя друг друга, остаются отдельными, целостными личностями, имеющими достаточно возможностей для индивидуального саморазвития и обладающие внутренними ресурсами, независимыми от партнёра.” ( E. Емельянова)
” Зрелая любовь говорит : ” Я могу прожить без тебя, но я люблю тебя и поэтому хочу быть рядом.” ( И. Ялом)
С кем бы мы ни строили отношения, мы будем их создавать по тому принципу, к которому привыкли с детства, поэтому выход из зависимых отношений – это прежде всего изменение себя. Поскольку в каждые новые отношения мы снова принесём себя.
Автор: Ирина Дыбова
Различают четыре типа зависимых отношений:
Раствориться в Другом.
Стать частью Его жизни, придатком, дополнением к Нему. Перенять его ценности и взгляды на жизнь.
Видеть в Другом наставника, учителя – того, кто лучше разбирается в жизни и в том, что вам нужно, в частности.
Не понимать и не чувствовать собственных потребностей.
Не доверять себе в выборе и не верить в себя как в личность, способную самостоятельно нести ответственность за свою жизнь.
Вся ответственность, планы, цели, важные решения перекладывается на партнёра.
Другой становится некой обителью, которая укрывает и защищает от внешнего мира. материнской утробой для взрослого человека.
“Смысл моей жизни в том, чтобы быть рядом с ним. Он для меня всё. Я без него -никто.”
“Я не представляю, как можно жить без того, кто направляет тебя, заботиться о тебе и оберегает.”
Такие люди целенаправленно ищут человека, который принял бы их в свой мир, начал заботиться и спасать, растить и наставлять на путь истинный, поскольку не чувствуют себя жизнеспособными без заботливой Родительской фигуры рядом.
Выход из зависимых отношений – это прежде всего обретение себя как отдельной личности, рост самостоятельности и возможности опираться на себя и себе доверять.
Это значит стать Взрослым, способным опираться на себя.
Стать для Другого Путеводной звездой.
Определить путь жизни и развития другого человека и усиленно толкать его в нужном направлении. Стать для него заботливой Мамой, строгим Отцом, Тренером, Спасателем и Духовным гуру в одном лице.
Взять на себя ответственность за его жизнь, его здоровье , его питание , его развитие . Ставить ему цели, вдохновлять, толкать, мотивировать. Быть баржей, которая толкает его вперёд.
При этом личная территория Другого – его принципы, мировоззрение, желания, система представлений о себе, способы взаимодействия с миром, представление о собственных возможностях; цели и свои собственные способы их достижения, а также физическая территория - личные вещи, своё пространство – всё это оккупируется. Вытаптывается и выпалывается как полянка с сорняками, чтобы засадить только нужное и полезное.
Цена такой заботы – лишение другого права на свободу, самоопределение, на свои собственные выборы, личную территорию, куда вход запрещён.
” Я знаю, что тебе нужно! Слушай меня, и у тебя всё будет хорошо!”
” Я взрастила его, сделала из него человека! Где бы он был, если бы не я?!”
“Я умнее, сильнее его. Я знаю, как надо. И если он будет делать всё, что я ему говорю, то всё будет отлично.”
“Я живу для него. Я живу для того, чтобы у него всё было хорошо.”
Людям кажется, что они живут для другого человека, жертвенно отдавая себя целиком. И естественно ждут благодарности.
На самом деле они просто поглощают другого человека, подменяя им собственные стремления и желания. заполняя чужой жизнью дыру в своей душе.
Если бы все усилия, которые направляются на то, чтобы вырастить из Другого кого-то Достойного, тратились бы на то, чтобы услышать себя, и всё что взращивалось в Другом, взращивалось бы в себе – вот это был бы рост!
Но очень сложно отказаться от миссионерской миссии, от контроля и родитель ской позиции в отношении к другому взрослому человеку. От чувства власти и могущества.
Отказавшись от жизни ради Другого, придётся встретиться с собой, с пустотой, которая окажется в том месте, которое заполнял другой человек.
Придётся более пристально взглянуть на себя и научиться отличать свои желания от желаний других людей. Признавать за собой свои потребности и разрешать себе их удовлетворять, не пытаясь дать счастье кому-то другому. И признать право за другим человеком быть другим и самостоятельно нести ответственность за свою жизнь.
Обрести над Другим полную власть
В этом случае из партнёра лепится какой-то “идеальный образ”, который существует только в собственной голове.
Происходит это путём полного разрушения внутреннего мира другого человека.
Другой человек воспринимается, как полное ничтожество, раб, вещь, неспособная на что-либо путное, его надо “воспитать ” и ” учить уму-разуму” с помощью постоянной критики и унижений.
Причём критиковаться и принижаться будут именно те качества, в которых другой человек неординарен.
Основная задача – сделать Другого полностью зависимым. Его могут покупать подарками, обеспечивать целиком, единственное, что не допускается – это свобода и независимость.
Ответственность за другого декларируется, но на деле не осуществляется: партнёр только используется, на нём ежедневно проверяется собственная способность властвовать, управлять чужими чувствами и поступками.
Это садистический тип зависимых отношений, построенный по принципу Агрессор и Жертва. Жертва постоянно находится под гнётом вины, ужаса и стыда. Она пытается соответствовать всё более нереальным требованиям агрессора, полностью уничтожая себя как личность. Агрессор же играет с ней как кот с мышкой - пока мышка ещё жива, трепещет, сопротивляется, она интересна. Как только жертва полностью покорилась, умерла как личность, к неё теряется всякий интерес. И ищется новая жертва, часто ребёнок.
Ощущение собственной значимости, могущества, способности управлять чужими жизнями – вот, что привлекает агрессора и придаёт ему ценность в собственных глазах.
В этих отношения х много психологического и физического насилия.
Если жертве удаётся найти помощь и вырваться из ловушки, и не искать себе нового садиста, а постепенно возвращать себе себя, веру и доверие самой себе, то возможно построение новых , более здоровых отношений с другим человеком.
Использовать Другого в качестве Зеркала.
“Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?”
Зеркало должно ответить :“Ты” и неустанно хвалить, отражая только позитивные, невероятно прекрасные качества партнёра – его острый ум, красоту, неординарность, особенность, непохожесть на простых смертных.
Если Зеркалу придёт в голову ляпнуть что-то типа: “Ты прекрасна слову нет, но царевна всё ж белее…” Оно будет в ярости разбито, и срочно будет искаться замена, новое Зеркало или Зеркала, в которых сможет отразиться ум и небывалая красота обладателя.
Человек, выстраивая такие отношения, ведёт себя как капризный Ребёнок, который ждёт от Родителей только похвалу и безусловное признание своих талантов.
Партнёр должен выполнять роль не только Зеркала, но и нести обязанности Родителя – обеспечивать, холить, лелеять, с ложечки кормить и шлейф заносить.
Вся ответственность за обеспечение, финансовую безопасность, решение сложных, жизненно важных вопросов возлагается на партнёра.
“Если он меня любит, то он должен меня обеспечивать. Иначе зачем вообще нужен муж и мужчина?”
“Она должна быть счастлива только от того, что такой человек как я с ней живёт.”
Это нарциссический тип отношений. Другой нужен только как зеркало, как слабое отражение, фон, на котором ярче и эффектнее виден сам обладатель.
Признание другого равным, видимым, отдельной, а не отражающей личностью – это первый шаг оздоровления таких отношений. Потребность человека выстраивать зависимые отношения формируется в детстве. ребёнок ищет способ, который даст ему возможность получать любовь и заботу близких.
Семейная система сама диктует этот способ – как нужно себя вести, чтобы тебя любили, ценили, обращали на тебя внимание, восхищались тобой. Нужно ли для этого быть несчастным и беспомощным или надо быть спасателем, героем, мучеником и ответственным за всех или надо быть жестоким, властным самодуром, или самым умным, самым красивым, чтобы оправдать нереальные ожидания семьи. А часто эти требования суммируются, миксуются и создают сложную систему потребностей и ожиданий, которые человек пытается удовлетворить в отношениях с Другим.
Надо заметить, что люди с точностью находят свою половинку, подходящую им по способу отношений.
Создавая отношения, мы пускаем человека в своё сердце, заходим на его территорию и пускаем в свою. Это не было бы возможным, если бы в нас не было бы места для него, если бы мы были до такой степени целостными и самодостаточными, что нам не нужен был бы никто другой. Люди в большинстве своём нуждаются друг в друге, и слава богу.
Два любящих человека дополняют друг друга, чувствуя себя с другим лучше, чем без него. Разница только в способе взаимодействия и в той территории, которой мы отдаём Другому или занимаем у него.
В здоровых отношениях есть привязанность, но есть и автономия, возможность опираться на себя, на свои личные ресурсы, не зависящие от другого человека.
Есть поддержка с уважением к границам другого человека. В здоровых отношениях люди остаются вместе не потому что друг без друга невозможно, а потому что вместе лучше, чем по-отдельности.
“Зрелые отношения любви – это отношения людей, которые, дополняя друг друга, остаются отдельными, целостными личностями, имеющими достаточно возможностей для индивидуального саморазвития и обладающие внутренними ресурсами, независимыми от партнёра.” ( E. Емельянова)
” Зрелая любовь говорит : ” Я могу прожить без тебя, но я люблю тебя и поэтому хочу быть рядом.” ( И. Ялом)
С кем бы мы ни строили отношения, мы будем их создавать по тому принципу, к которому привыкли с детства, поэтому выход из зависимых отношений – это прежде всего изменение себя. Поскольку в каждые новые отношения мы снова принесём себя.
Автор: Ирина Дыбова