Саморазвитие — популярнейшая тема в современном обществе, ориентированном на успех. «Совершенствовать свой потенциал», «развивать себя как личность», заботиться о «личностном росте». Но мало кто задается вопросом: зачем и куда развиваться?
У всех популярных сегодня процессов, имеющих отношение к саморазвитию, есть общий знаменатель: «делать себя лучше, чем ты есть сейчас». Однако насколько ты себя хорошо знаешь, чтобы делать выводы относительно того, какой ты есть сейчас? Наше «знание» о себе — это по большей части обрывки чужих оценок, события собственной жизни, которые не переварены в опыт, навешанные ярлыки вроде «не могу долгое время что-то сделать — лентяй». Идея саморазвития как самоценности изначально опирается на идею «с собой что-то не так, нужно срочно духовно расти, иначе...»
Хорошо, тогда, может быть, заниматься развитием преждевременно и лучше начать с самопознания? «Познай самого себя», что-то в этом роде? Эта идея мне нравится больше, чем «саморазвитие»: изменить себя намного сложнее, чем узнать себя со своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Здесь возникает та же сложность. Для чего мне познавать себя, развиваться и учиться? Познание ради познания, снова эта «вещь в себе»?
Для любого развития необходимо столкнуться с такой проблемой, которую ты не можешь разрешить в данный момент.
Если мы учимся и развиваемся не для решения конкретной задачи, то это простое удовлетворение собственного любопытства. Отличное занятие, но не учеба.
Парадоксальным образом развитие и самопознание могут стать способами НЕ решать возникшую проблему. Когда-то психолог Владимир Дружинин, размышляя над разными стилями жизни людей, выделил такой: «жизнь как подготовка к жизни». В этом стиле человек постоянно учится и «развивается», читает массу книг, ходит на тренинги и группы, слушает учебные курсы, посещает психолога или психотерапевта... Все это ради того, чтобы во всеоружии выйти в жизнь, быть готовым ко всему — и избежать ошибок.
И в результате — он не живет, он готовится к жизни. «Вот научусь как следует писать тексты — тогда и буду показывать другим свои произведения». Вместо «писать тексты» можно вставить любое другое занятие, вплоть до знакомства с романтическими партнерами.
Как заметил психолог Дмитрий Леонтьев, «студенты часто приходят в университеты для того, чтобы получать ответы на вопросы, которые они не задавали». Чтобы задавать вопросы (на которые к тому же хочешь получить ответы), нужно столкновение с жизнью и с задачами, которые она перед нами ставит.
«Вот стану лучше — тогда начну» — это стратегия избегания жизни под видом самосовершенствования. Ведущее чувство здесь — страх ошибиться и боязнь осуждения.
Впрочем, нередко мы все-таки решаем задачи при помощи «саморазвития», но они не относятся к той сфере, которую мы изучаем. Речь идет о саморазвитии как проекте, направленном на достижение превосходства над другими (а по факту — чтобы заткнуть бездну презрения к самому себе). Когда идешь этой дорогой, то рано или поздно появляется высокомерно-снисходительный тон по отношению к тем, кто «отстал» или «запоздал» в развитии. В речи начинают проскальзывать выражения вроде «когда-то и я думал так же» или «я думаю, со временем вы поймете...».
Значительная часть людей, бесконечно чему-то учащаяся, попадает в эту гонку, где главное удовольствие — обнаружить, как далеко ты «развился» по отношению к другим. Сократ когда-то сказал Антисфену, который гордился тем, что ходит в рваном плаще (мол, смотрите, как я неприхотлив, в отличие от...): «Сквозь дыры в твоем плаще сквозит тщеславие».
Познание себя, мира, профессии обретает смысл в двух случаях. Первый — это когда мы сталкиваемся с реальными вызовами и испытаниями, которые время от времени нам посылает жизнь.
Болезнь, увольнение, серьезная неудача и множество других, вовсе не запланированных нами событий, ставят нас перед выбором: развивайся или остановись навсегда.
И здесь развитие и учеба — поиск способа преодолеть кризис. Именно к этому случаю применимо выражение «что не убивает нас, делает нас сильнее». И не обязательно речь идет о катастрофах — повседневная жизнь предлагает нам огромное количество мини-вызовов, принимая которые мы и меняемся.
Второй случай — развитие как приобретение необходимых ресурсов для достижения цели. Наши мечты, планы, желания, фантазии — все становится подспорьем. Учить английский ради английского или потому что «образованным людям положено его знать» — сомнительная затея. Учить английский, потому что очень хочешь получить на этом языке образование в другой стране, — совсем другая история.
Основой для учебы здесь становится страсть — сильное желание получить что-либо. Собственно говоря, страстные люди — как раз те, кому легко дается развитие. С поиска своей страсти (или с исследования того, как мы ее гасим) и имеет смысл начать.
Автор: Илья Латыпов
У всех популярных сегодня процессов, имеющих отношение к саморазвитию, есть общий знаменатель: «делать себя лучше, чем ты есть сейчас». Однако насколько ты себя хорошо знаешь, чтобы делать выводы относительно того, какой ты есть сейчас? Наше «знание» о себе — это по большей части обрывки чужих оценок, события собственной жизни, которые не переварены в опыт, навешанные ярлыки вроде «не могу долгое время что-то сделать — лентяй». Идея саморазвития как самоценности изначально опирается на идею «с собой что-то не так, нужно срочно духовно расти, иначе...»
Хорошо, тогда, может быть, заниматься развитием преждевременно и лучше начать с самопознания? «Познай самого себя», что-то в этом роде? Эта идея мне нравится больше, чем «саморазвитие»: изменить себя намного сложнее, чем узнать себя со своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Здесь возникает та же сложность. Для чего мне познавать себя, развиваться и учиться? Познание ради познания, снова эта «вещь в себе»?
Для любого развития необходимо столкнуться с такой проблемой, которую ты не можешь разрешить в данный момент.
Если мы учимся и развиваемся не для решения конкретной задачи, то это простое удовлетворение собственного любопытства. Отличное занятие, но не учеба.
Парадоксальным образом развитие и самопознание могут стать способами НЕ решать возникшую проблему. Когда-то психолог Владимир Дружинин, размышляя над разными стилями жизни людей, выделил такой: «жизнь как подготовка к жизни». В этом стиле человек постоянно учится и «развивается», читает массу книг, ходит на тренинги и группы, слушает учебные курсы, посещает психолога или психотерапевта... Все это ради того, чтобы во всеоружии выйти в жизнь, быть готовым ко всему — и избежать ошибок.
И в результате — он не живет, он готовится к жизни. «Вот научусь как следует писать тексты — тогда и буду показывать другим свои произведения». Вместо «писать тексты» можно вставить любое другое занятие, вплоть до знакомства с романтическими партнерами.
Как заметил психолог Дмитрий Леонтьев, «студенты часто приходят в университеты для того, чтобы получать ответы на вопросы, которые они не задавали». Чтобы задавать вопросы (на которые к тому же хочешь получить ответы), нужно столкновение с жизнью и с задачами, которые она перед нами ставит.
«Вот стану лучше — тогда начну» — это стратегия избегания жизни под видом самосовершенствования. Ведущее чувство здесь — страх ошибиться и боязнь осуждения.
Впрочем, нередко мы все-таки решаем задачи при помощи «саморазвития», но они не относятся к той сфере, которую мы изучаем. Речь идет о саморазвитии как проекте, направленном на достижение превосходства над другими (а по факту — чтобы заткнуть бездну презрения к самому себе). Когда идешь этой дорогой, то рано или поздно появляется высокомерно-снисходительный тон по отношению к тем, кто «отстал» или «запоздал» в развитии. В речи начинают проскальзывать выражения вроде «когда-то и я думал так же» или «я думаю, со временем вы поймете...».
Значительная часть людей, бесконечно чему-то учащаяся, попадает в эту гонку, где главное удовольствие — обнаружить, как далеко ты «развился» по отношению к другим. Сократ когда-то сказал Антисфену, который гордился тем, что ходит в рваном плаще (мол, смотрите, как я неприхотлив, в отличие от...): «Сквозь дыры в твоем плаще сквозит тщеславие».
Познание себя, мира, профессии обретает смысл в двух случаях. Первый — это когда мы сталкиваемся с реальными вызовами и испытаниями, которые время от времени нам посылает жизнь.
Болезнь, увольнение, серьезная неудача и множество других, вовсе не запланированных нами событий, ставят нас перед выбором: развивайся или остановись навсегда.
И здесь развитие и учеба — поиск способа преодолеть кризис. Именно к этому случаю применимо выражение «что не убивает нас, делает нас сильнее». И не обязательно речь идет о катастрофах — повседневная жизнь предлагает нам огромное количество мини-вызовов, принимая которые мы и меняемся.
Второй случай — развитие как приобретение необходимых ресурсов для достижения цели. Наши мечты, планы, желания, фантазии — все становится подспорьем. Учить английский ради английского или потому что «образованным людям положено его знать» — сомнительная затея. Учить английский, потому что очень хочешь получить на этом языке образование в другой стране, — совсем другая история.
Основой для учебы здесь становится страсть — сильное желание получить что-либо. Собственно говоря, страстные люди — как раз те, кому легко дается развитие. С поиска своей страсти (или с исследования того, как мы ее гасим) и имеет смысл начать.
Автор: Илья Латыпов