Эмоции имеют одну неприятную особенность: когда человек испытывает какое-то чувство, его сознание пытается подтвердить, что у него есть все основания чувствовать именно это, и бывает очень трудно его переубедить. Мы часто говорим: «Он во власти чувств», или «Страсть охватила его», подразумевая именно такое состояние. Все наше восприятие мира вдруг становится селективным. Когда мы охвачены ревностью, злостью или страхом, мы с трудом вспоминаем самые банальные вещи, если только они не подтверждают наши ощущения. Мы начисто забываем обо всем, что могло бы переубедить нас, вырвать из власти чувства. Если мы во власти сильных эмоций, мы не стремимся успокоиться, напротив, подсознательно стремимся еще больше усилить наши эмоции, что часто создает проблемы.
Пол Экман, исследователь эмоциональных состояний человека, назвал этот феномен «ошибкой Отелло», имея в виду убийство из ревности в пьесе Уильяма Шекспира, ибо сцена из трагедии Шекспира являет собой, пожалуй, самый блестящий и самый известный ее пример. Мавр только что обвинил жену в измене с Кассио и потребовал полного признания; в противном случае пригрозил смертью за чудовищное предательство. Дездемона просит привести Кассио, чтобы тот мог засвидетельствовать ее невиновность, на что муж сообщает ей, что тот уже убит им. Тогда она понимает всю безысходность своего положения: доказать невиновность невозможно, Отелло все равно убьет ее.
Отелло считает, что страх и страдание Дездемоны являются реакцией на известие о смерти любовника, и это только подтверждает его уверенность. Отелло не понимает того, что, будучи невиновной, жена тоже может выказывать эти же самые эмоции: страдание и отчаяние, из-за одного лишь его неверия, из-за невозможности оправдаться и быть испуганной перед неминуемой смертью. Дездемона может плакать о своей жизни, о своем горе, о том, что Отелло больше не верит ей, а не о потерянном любовнике.
Ошибка Отелло является отличным примером и того, как предвзятые мнения могут создавать у верификатора предубежденные суждения.
Пол Экман, исследователь эмоциональных состояний человека, назвал этот феномен «ошибкой Отелло», имея в виду убийство из ревности в пьесе Уильяма Шекспира, ибо сцена из трагедии Шекспира являет собой, пожалуй, самый блестящий и самый известный ее пример. Мавр только что обвинил жену в измене с Кассио и потребовал полного признания; в противном случае пригрозил смертью за чудовищное предательство. Дездемона просит привести Кассио, чтобы тот мог засвидетельствовать ее невиновность, на что муж сообщает ей, что тот уже убит им. Тогда она понимает всю безысходность своего положения: доказать невиновность невозможно, Отелло все равно убьет ее.
Отелло считает, что страх и страдание Дездемоны являются реакцией на известие о смерти любовника, и это только подтверждает его уверенность. Отелло не понимает того, что, будучи невиновной, жена тоже может выказывать эти же самые эмоции: страдание и отчаяние, из-за одного лишь его неверия, из-за невозможности оправдаться и быть испуганной перед неминуемой смертью. Дездемона может плакать о своей жизни, о своем горе, о том, что Отелло больше не верит ей, а не о потерянном любовнике.
Ошибка Отелло является отличным примером и того, как предвзятые мнения могут создавать у верификатора предубежденные суждения.