Если рассматривать страх с точки зрения избыточной активности вегетативной нервной системы, то его можно уменьшить, используя способы, которые ведут к успокоению (например, расслабление).
В противовес этому, с точки зрения информационной теории, можно оптимизировать количество информации относительно средств удовлетворения потребностей.
Активационная теория эмоций показывает другие направления мобилизации активности, что, по терминологии И.П.Павлова, означает «образовать новую доминанту». От этого лишь один шаг к вытеснению страха другой эмоцией или другой психической деятельностью. При снижении и устранении страха применяют и методы бихевиоральной психотерапии, то есть устранение волнения и страха с помощью реакций, которые с ним несовместимы.
В контексте этой проблематики интересно будет рассмотреть и средства, которыми пользуются студенты и ученики в состоянии волнения. К таким средствам влияния на свое собственное волнение можно отнести:
1. Направление внимания в другом направлении.
2. Сосредоточение на данной проблеме.
3. Умаление значения ситуации.
4. Самовнушение относительно своих способностей.
5. Лучшая подготовка к экзамену.
6. Расслабление.
7. Глубокое дыхание.
8. Успокоение.
Кроме того, следует отметить и такое средство, как попытки «обстреляться», так как известно, что по мере освоения деятельности тревожность снижается. В этом случае индивид сам ищет ситуации, которые вызывают волнение. Однако только осведомленность о ситуации и приспособление к ней недостаточны и не могут гарантировать устранение негативных влияний волнения при повторном переживании такой ситуации. Если бы самого приспособления было достаточно, то волнения с возрастом (со временем) снижались бы, а это случается далеко не всегда (например, хотя более опытные музыка нты и отличаются от своих младших коллег «обстрелянностью», отличия между уровнем волнения первых и вторых незначительны).
Среди средств влияния на свое волнение, которые приводили студенты, можно отметить вытеснение волнения другим содержанием (думать о чем-то другом, сосредоточиться на чем-то другом).
Хотя некоторые психологи утверждают, что расслабление недостаточно эффективно влияет на снижение страха, существуют исследования, которые свидетельствуют о том, что расслабление в известной степени помогает от него избавиться.
Приведенные выше средства могут, естественно, играть только вспомогательную роль при снижении волнения. Хотя эти средства и недостаточны для устранения нежелательного уровня волнения, они могут сделать это неприятное психическое состояние «более сносным» или во всяком случае временно помочь.
В противовес этому, с точки зрения информационной теории, можно оптимизировать количество информации относительно средств удовлетворения потребностей.
Активационная теория эмоций показывает другие направления мобилизации активности, что, по терминологии И.П.Павлова, означает «образовать новую доминанту». От этого лишь один шаг к вытеснению страха другой эмоцией или другой психической деятельностью. При снижении и устранении страха применяют и методы бихевиоральной психотерапии, то есть устранение волнения и страха с помощью реакций, которые с ним несовместимы.
В контексте этой проблематики интересно будет рассмотреть и средства, которыми пользуются студенты и ученики в состоянии волнения. К таким средствам влияния на свое собственное волнение можно отнести:
1. Направление внимания в другом направлении.
2. Сосредоточение на данной проблеме.
3. Умаление значения ситуации.
4. Самовнушение относительно своих способностей.
5. Лучшая подготовка к экзамену.
6. Расслабление.
7. Глубокое дыхание.
8. Успокоение.
Кроме того, следует отметить и такое средство, как попытки «обстреляться», так как известно, что по мере освоения деятельности тревожность снижается. В этом случае индивид сам ищет ситуации, которые вызывают волнение. Однако только осведомленность о ситуации и приспособление к ней недостаточны и не могут гарантировать устранение негативных влияний волнения при повторном переживании такой ситуации. Если бы самого приспособления было достаточно, то волнения с возрастом (со временем) снижались бы, а это случается далеко не всегда (например, хотя более опытные музыка нты и отличаются от своих младших коллег «обстрелянностью», отличия между уровнем волнения первых и вторых незначительны).
Среди средств влияния на свое волнение, которые приводили студенты, можно отметить вытеснение волнения другим содержанием (думать о чем-то другом, сосредоточиться на чем-то другом).
Хотя некоторые психологи утверждают, что расслабление недостаточно эффективно влияет на снижение страха, существуют исследования, которые свидетельствуют о том, что расслабление в известной степени помогает от него избавиться.
Приведенные выше средства могут, естественно, играть только вспомогательную роль при снижении волнения. Хотя эти средства и недостаточны для устранения нежелательного уровня волнения, они могут сделать это неприятное психическое состояние «более сносным» или во всяком случае временно помочь.