Вкратце опишу физиологический механизм воздействия холодной воды на организм человека.
Действуя на рецепт оры кожи, холодная вода вызывает мощный поток нервных импульсов в спинной мозг и центральную нервную систему. Это вызывает ответную комплексную нейрогуморальную реакцию, способствующую выработке и перераспределению энергии. Активизируются биохимические процессы, ускоряется углеводный обмен, железы внутренней секреции выделяют в кровь тонизирующие гормоны. Изменяются работа больших и малых кровеносных сосудов и движение по ним крови. Нервные центры заряжаются, тонизируются. Мобилизуются резервные возможности, повышается работоспособность организма. Это - выход на более высокий уровень энергетики и жизнедеятельности в целом.
Среди представителей педиатрии и возрастной физиологии появляется все больше сторонников закаливания детей грудного возраста. Свое мнение на этот счет высказывает доктор медицинских наук, профессор И.А.Аршавский: «В научной лаборатории, которой я руководил на протяжении многих лет, исследовалось, в частности, влияние низких температур на здоровье детей. Если новорожденного младенца погрузить в холодную воду, то у него резко повысится мышечный тонус и двигательная активность. После такой процедуры у малыша значительно активизируется сосательный рефлекс, что позволяет ему получить от матери необходимое количество молока. Если погружение в воду делать перед каждым кормлением, то ребенок будет расти удивительно здоровым и крепким. При таком образе жизни малыши, появляющиеся на свет физиологически зрелыми, редко болеют, а младенцы, родившиеся ослабленными, быстро догоняют в развитии своих ровесников».
Физики, изучающие свойства воды, утверждают, что ледяная и талая вода (так называемая структурированная, то есть имеющая наиболее сложные структурные связи) обладает повышенной физиологической активностью, улучшает процессы жизнедеятельности организма, стимулирует резервные силы. При окунании ребенка в холодную воду тело его сжимается, сосуды сдавливаются, кровь из них уходит к сердцу, легким, головному мозгу и так много сотен и тысяч раз. Это - мышечный насос, как бы второе сердце.
Следует сразу же сказать, что купать новорожденных и грудных детей целесообразнее всего в прохладной воде. В холодную, тем более, ледяную воду их можно окунать лишь на 1-2 секунды и тут же, вынув из воды, разогревать с помощью активных движений руками и ногами. Кстати, если разогревать, растирая докрасна полотенцем, это во многом снимет эффект купания в прохладной воде.
Не следует форсировать процесс закаливания, сразу подвергать нетренированного малыша длительному охлаждению. Нельзя допускать переохлаждения. Первые купания в воде кратковременны, по несколько секунд. Это обливание из тазика или прохладного душа, окунание с головой. Со временем малыш привыкнет к холодовому воздействию, и окунание в прорубь или обтирание снегом будет доставлять ему удовольствие.
Важно все время следить за состоянием ребенка, учитывать внешние признаки адаптации к холоду, в частности, к холодной воде. Если тело малыша посинело, он скован, дрожит, сеанс закаливания надо тотчас же прекратить, а еще лучше не доводить закаливание до таких эксцессов. При купании в прохладной воде тело малыша должно быть розовым, а сам он - подвижным, активным, полным энергии.
Если ребенок сам еще плохо держится на воде, двигательную активность ему обеспечивают взрослые. Лучше всего, если сами родители находятся с малышом в воде. Они по себе смогут оценить степень его усталости и, в зависимости от этого, сократить или увеличить время, отведенное на водное занятие. А малыш, глядя на папу или маму, будет повторять их движения в воде (вспомните о подражательном рефлексе, хорошо развитом у детей), учиться нырять и плавать, не испытывая страха при погружении в воду.
При купании в прохладной воде малыш подвижен, активен, у него увеличивается выработка тепла и он может долго в ней заниматься, не ощущая холода.
Перед купанием в прохладной воде всегда нужно хорошо разогреть малыша: проделать комплекс упражнений, растереть его тело руками - тогда он не будет быстро мерзнуть. После такого занятия нужно также разогреть его активными движениями.
Еще раз напомним, что купание в теплой воде делает ребенка изнеженным, часто настолько, что он теряет способность противостоять охлаждению тела и даже небольшому изменению температуры внешней среды: сразу провоцируются насморк, ангина и т.п. Если же родители все-таки купают ребенка в теплой воде, то водную процедуру надо заканчивать обливанием водой холодной. Вначале можно облить только стопы или ручки малыша, а вслед за этим из ведра или кувшина, сразу же, одним потоком, обливается все тело. Лучше всего обливать с макушки - там происходит прилив энергии через энергетический центр в коре мозга.
Тренирующий эффект приучения к холоду, в особенности, к холодной воде, имеет следующие результаты: закаленный малыш легче преодолевает любые болезненные состояния и меньше болеет не только респираторными, но и инфекционными болезнями - у него в целом выше имунно-биологическая сопротивляемость атаке любых инфекций и активнее борьба с ними.
При систематическом закаливании с первых дней жизни даже купание в проруби «моржей-младенцев» выглядит вполне обычной и естественной процедурой.
Систему ритмичного погружения в воду (причем в прохладную, иногда даже в холодную), плавание и ныряние с длительной задержкой дыхания «прошли» безнадежно больные дети, то есть те, которым, по мнению медиков ничто уже не могло помочь. Может быть, это и есть та самая «живая вода», упоминаемая в сказках и легендах?
Автор: 64sio
Действуя на рецепт оры кожи, холодная вода вызывает мощный поток нервных импульсов в спинной мозг и центральную нервную систему. Это вызывает ответную комплексную нейрогуморальную реакцию, способствующую выработке и перераспределению энергии. Активизируются биохимические процессы, ускоряется углеводный обмен, железы внутренней секреции выделяют в кровь тонизирующие гормоны. Изменяются работа больших и малых кровеносных сосудов и движение по ним крови. Нервные центры заряжаются, тонизируются. Мобилизуются резервные возможности, повышается работоспособность организма. Это - выход на более высокий уровень энергетики и жизнедеятельности в целом.
Среди представителей педиатрии и возрастной физиологии появляется все больше сторонников закаливания детей грудного возраста. Свое мнение на этот счет высказывает доктор медицинских наук, профессор И.А.Аршавский: «В научной лаборатории, которой я руководил на протяжении многих лет, исследовалось, в частности, влияние низких температур на здоровье детей. Если новорожденного младенца погрузить в холодную воду, то у него резко повысится мышечный тонус и двигательная активность. После такой процедуры у малыша значительно активизируется сосательный рефлекс, что позволяет ему получить от матери необходимое количество молока. Если погружение в воду делать перед каждым кормлением, то ребенок будет расти удивительно здоровым и крепким. При таком образе жизни малыши, появляющиеся на свет физиологически зрелыми, редко болеют, а младенцы, родившиеся ослабленными, быстро догоняют в развитии своих ровесников».
Физики, изучающие свойства воды, утверждают, что ледяная и талая вода (так называемая структурированная, то есть имеющая наиболее сложные структурные связи) обладает повышенной физиологической активностью, улучшает процессы жизнедеятельности организма, стимулирует резервные силы. При окунании ребенка в холодную воду тело его сжимается, сосуды сдавливаются, кровь из них уходит к сердцу, легким, головному мозгу и так много сотен и тысяч раз. Это - мышечный насос, как бы второе сердце.
Следует сразу же сказать, что купать новорожденных и грудных детей целесообразнее всего в прохладной воде. В холодную, тем более, ледяную воду их можно окунать лишь на 1-2 секунды и тут же, вынув из воды, разогревать с помощью активных движений руками и ногами. Кстати, если разогревать, растирая докрасна полотенцем, это во многом снимет эффект купания в прохладной воде.
Не следует форсировать процесс закаливания, сразу подвергать нетренированного малыша длительному охлаждению. Нельзя допускать переохлаждения. Первые купания в воде кратковременны, по несколько секунд. Это обливание из тазика или прохладного душа, окунание с головой. Со временем малыш привыкнет к холодовому воздействию, и окунание в прорубь или обтирание снегом будет доставлять ему удовольствие.
Важно все время следить за состоянием ребенка, учитывать внешние признаки адаптации к холоду, в частности, к холодной воде. Если тело малыша посинело, он скован, дрожит, сеанс закаливания надо тотчас же прекратить, а еще лучше не доводить закаливание до таких эксцессов. При купании в прохладной воде тело малыша должно быть розовым, а сам он - подвижным, активным, полным энергии.
Если ребенок сам еще плохо держится на воде, двигательную активность ему обеспечивают взрослые. Лучше всего, если сами родители находятся с малышом в воде. Они по себе смогут оценить степень его усталости и, в зависимости от этого, сократить или увеличить время, отведенное на водное занятие. А малыш, глядя на папу или маму, будет повторять их движения в воде (вспомните о подражательном рефлексе, хорошо развитом у детей), учиться нырять и плавать, не испытывая страха при погружении в воду.
При купании в прохладной воде малыш подвижен, активен, у него увеличивается выработка тепла и он может долго в ней заниматься, не ощущая холода.
Перед купанием в прохладной воде всегда нужно хорошо разогреть малыша: проделать комплекс упражнений, растереть его тело руками - тогда он не будет быстро мерзнуть. После такого занятия нужно также разогреть его активными движениями.
Еще раз напомним, что купание в теплой воде делает ребенка изнеженным, часто настолько, что он теряет способность противостоять охлаждению тела и даже небольшому изменению температуры внешней среды: сразу провоцируются насморк, ангина и т.п. Если же родители все-таки купают ребенка в теплой воде, то водную процедуру надо заканчивать обливанием водой холодной. Вначале можно облить только стопы или ручки малыша, а вслед за этим из ведра или кувшина, сразу же, одним потоком, обливается все тело. Лучше всего обливать с макушки - там происходит прилив энергии через энергетический центр в коре мозга.
Тренирующий эффект приучения к холоду, в особенности, к холодной воде, имеет следующие результаты: закаленный малыш легче преодолевает любые болезненные состояния и меньше болеет не только респираторными, но и инфекционными болезнями - у него в целом выше имунно-биологическая сопротивляемость атаке любых инфекций и активнее борьба с ними.
При систематическом закаливании с первых дней жизни даже купание в проруби «моржей-младенцев» выглядит вполне обычной и естественной процедурой.
Систему ритмичного погружения в воду (причем в прохладную, иногда даже в холодную), плавание и ныряние с длительной задержкой дыхания «прошли» безнадежно больные дети, то есть те, которым, по мнению медиков ничто уже не могло помочь. Может быть, это и есть та самая «живая вода», упоминаемая в сказках и легендах?
Автор: 64sio