Главная ошибка обучения
Наши мозги – это плод эволюции. Человечество постоянно изменяется, чтобы лучше соответствовать реалиям окружающего мира. Но изменяемся мы так, чтобы более-менее соответствовать, а не идеально вписываться в объективный мир.
Из-за такого положения вещей, в нашем разуме присутствует множество неадаптивных и даже вредные процессов. Их называют когнитивными искажениями, которые выгодны в одних условиях, но совершенно бесполезны в других.
Если говорить конкретно об обучении, то самое опасное когнитивное искажение, на мой взгляд, – это «иллюзия знания».
Смысл прост. Вам кажется, что вы знаете, а на самом деле вы не знаете. И наоборот. Т.е. мы плохо осведомлены о своем знании и незнании.
Приведу несколько примеров.
Нам интуитивно кажется, что если перечитывать текст несколько раз, то мы запоминаем его все лучше и лучше. Но так ли это? Нет. Мы все лучше и лучше начинаем узнавать отдельные мысли. Реальность жестко напоминает о себе, когда мы пытаемся воспроизвести информацию без источника; и ужасаемся тому, что наше знание крайне примитивное и поверхностное.
Частным случаем этой когнитивной ошибки является эффект Даннинга-Крюгера и «проклятие знания».
Эффект Даннинга-Крюгера кратко сформулировал еще Чарльз Дарвин (тот самый):
«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание».
Человек, который мало знает, даже не может осознать этого. Но еще страшнее, что он со своей колокольни начинает судить более компетентных людей и не может по достоинству оценить труд другого человека, потому что не представляет сколько всего нужно знать и уметь.
Думаю -- многие замечали, что ученые в большинстве своем -- скромные люди. Просто они в большей мере осознают свое невежество и стараются продумывать более тщательно прежде чем что-то утверждать.
«Проклятие знания» заключается в неспособности более компетентных людей оценить сложность задачи для некомпетентного. Более осведомленному человеку кажется очевидными его знания, и он не может понять, как этого может кто-то не понимать. Здесь возникает трудность в объяснении, которая преодолевается комбинированием разных способов донесения мысли до человека.
Итак, проблема обозначена. Как с ней бороться? Один из способов можно подчерпнуть из книги «Думай как математик» Барбары Оукли. Необходимо использовать самотестирование. Тест покажет более реальное положение вещей. Вы узнаете, что знаете, но самое главное, чего еще не знаете, и чему стоит уделить особое внимание. Причем желательно, чтобы на вопросы давался подробный ответ, а не выбирался из набора вариантов.
Понимаю, что для многих это выглядит самоочевидным. Да, но есть множество людей, которые этого не знают. Не знал и я, что доставляло мне множество проблем. За невежество приходится сильно расплачиваться. Не так страшно не знать, как решить проблему, страшнее не знать о ее существовании.
В данной заметке я только обозначил проблему и дал ссылку для тех, кто захочет чуть подробнее разобраться. Чуть позже расскажу конкретный алгоритм, который мне помогает более-менее детально усваивать информацию из книг, статей, лекций.
Автор: nikitapupkin5
Ссылка на книжку:
Скачать - Оакли - Думай как математик (2015)
Из-за такого положения вещей, в нашем разуме присутствует множество неадаптивных и даже вредные процессов. Их называют когнитивными искажениями, которые выгодны в одних условиях, но совершенно бесполезны в других.
Если говорить конкретно об обучении, то самое опасное когнитивное искажение, на мой взгляд, – это «иллюзия знания».
Смысл прост. Вам кажется, что вы знаете, а на самом деле вы не знаете. И наоборот. Т.е. мы плохо осведомлены о своем знании и незнании.
Приведу несколько примеров.
Нам интуитивно кажется, что если перечитывать текст несколько раз, то мы запоминаем его все лучше и лучше. Но так ли это? Нет. Мы все лучше и лучше начинаем узнавать отдельные мысли. Реальность жестко напоминает о себе, когда мы пытаемся воспроизвести информацию без источника; и ужасаемся тому, что наше знание крайне примитивное и поверхностное.
Частным случаем этой когнитивной ошибки является эффект Даннинга-Крюгера и «проклятие знания».
Эффект Даннинга-Крюгера кратко сформулировал еще Чарльз Дарвин (тот самый):
«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание».
Человек, который мало знает, даже не может осознать этого. Но еще страшнее, что он со своей колокольни начинает судить более компетентных людей и не может по достоинству оценить труд другого человека, потому что не представляет сколько всего нужно знать и уметь.
Думаю -- многие замечали, что ученые в большинстве своем -- скромные люди. Просто они в большей мере осознают свое невежество и стараются продумывать более тщательно прежде чем что-то утверждать.
«Проклятие знания» заключается в неспособности более компетентных людей оценить сложность задачи для некомпетентного. Более осведомленному человеку кажется очевидными его знания, и он не может понять, как этого может кто-то не понимать. Здесь возникает трудность в объяснении, которая преодолевается комбинированием разных способов донесения мысли до человека.
Итак, проблема обозначена. Как с ней бороться? Один из способов можно подчерпнуть из книги «Думай как математик» Барбары Оукли. Необходимо использовать самотестирование. Тест покажет более реальное положение вещей. Вы узнаете, что знаете, но самое главное, чего еще не знаете, и чему стоит уделить особое внимание. Причем желательно, чтобы на вопросы давался подробный ответ, а не выбирался из набора вариантов.
В данной заметке я только обозначил проблему и дал ссылку для тех, кто захочет чуть подробнее разобраться. Чуть позже расскажу конкретный алгоритм, который мне помогает более-менее детально усваивать информацию из книг, статей, лекций.
Автор: nikitapupkin5
Ссылка на книжку:
Скачать - Оакли - Думай как математик (2015)