• В этом разделе размещаются статьи из интернета.
    Для публикации своих авторских статей используйте Блоги.

Чтиво Нужно ли все успевать?

«Хочу всё успевать», «Жаль, что ничего не успеваю», «Может ли мне помочь успевать всё?» — такие слова приходится слышать очень часто.

«Успевать всё» — это обтекаемая формулировка, и никто точно не скажет, что она обозначает; но почти все согласятся, что «успевать всё» — это хорошо, и что к этому стремиться. При этом мы часто не задумываемся о том, что такое «всё», что значит «надо», и кому именно адресована эта фраза.

Как всё успевать

На самом деле, на вопрос «Надо ли успевать всё?» ответить сложно. И если уж придется отвечать однозначно, то лучше ответить «нет», чем «да».

Если мы признаем, что «всё» успевать — то получим шанс заметно повысить свою , и это мнение только на первый взгляд кажется парадоксальным.

СЕКРЕТ ВРЕМЕНИ
«… Я не трачу , испытывая чувство вины
в связи с тем, что я не сделал.
Часть моего времени неизбежно будет затрачена на ,
находящиеся вне моего контроля,
и я не переживаю из-за этого».

Алан Лакейн, «Искусство успевать»

«Как он только все успевает?» — так обычно говорят о человеке, который достигает хороших результатов сразу во многих вещах.

Со стороны такой герой кажется неутомимым. Но на практике у него, как и у всех, бывают периоды, когда ничего не хочется делать. Не бывает людей, которым не нужно «заряжать батарейки» сном и отдыхом.

Одну из моих коллег ее научный руководитель наставлял так: «Если тебе не хватает времени, наукой надо заниматься за счет сна». Это поистине убийственный совет — все равно, что советовать строить семейный бюджет, опираясь на кредиты.

«За счет сна» — это разрушительная практика, и она точно не приводит к тому, чтобы «все успевать». В долгосрочной перспективе перенапряжение приводит лишь к срыву. При внимательном рассмотрении видно: тот, кто «успевает всё», обычно умеет хорошо отдыхать.

Один из основателей отечественного тайм-менеджмента, Александр Александрович Любищев, был очень продуктивным ученым. Он успевал очень много — заметно больше, чем успевает «средний» человек и даже «средний» ученый. И достигал он этого за счет выполнения пяти четких правил:

Не брать срочных поручений;

· Не брать обязательных поручений;

· Спать не меньше 8-10 часов в сутки;

· При первых признаках усталости — менять занятие, переключаться на более легкое дело;

· Чередовать трудные и утомительные дела с приятными.

«Чаще делать не только то, что «надо делать», но и то, что любишь» — благодаря такому подходу Любищев и успевал так много.

Получается, он просто старался не браться за дела, которые делать ему не захочется. Он любил математику, энтомологию и философию — ими и предпочитал заниматься. А административную работу не любил — и при первой возможности уходил с руководящих должностей.

Один из секретов людей, которые «успевают все», очень простой: они сами выбирают, чем им заниматься.

Они не обманывают ни себя, ни других попытками «вымучивать» результаты, и чаще всего заняты тем, что их вдохновляет, в чем они видят смысл.

ЧТО ТАКОЕ «ВСЁ»?

Говоря, что успевать нужно «всё», мы сваливаем в кучу и важные дела, типа заботы о жизни и здоровье близких, и бытовые мелочи; и чужие поручения, и свои мечты; и абсурдные капризы, и разумные планы. «Всё» — это переполненный список дел.

«… Успевать всё — и нереально, и совершенно не нужно.
Я концентрирую свои на предметах,
которые принесут мне наиболее значительные долгосрочные блага».
Алан Лакейн «Искусство успевать»


Одна из ключевых идей тайм-менеджмента состоит в том, чтобы выделить из «всего» самое главное — и сосредоточить усилия именно на главном.

Такой подход связан с техниками расстановки приоритетов. Все сводится к тому, чтобы самое важное делать самым первым.

Дуайт Эйзенхауэр изобрел методику планирования, при которой все дела оценивались по двум параметрам: срочности и важности. То, что не было ни срочным, ни важным, в список дел Эйзенхауэра вообще не должно было попадать. Эти дела лучше не делать совсем. Если мы будем делать то, что не важно и не срочно, что не приносит серьезных улучшений и не предотвращает серьезных проблем — будет доверху заполнена пустыми хлопотами, суетой. Мы будем заняты, но не будем продуктивны. Так бывает постоянно занята белка, бегущая в колесе.

ДЕЛАТЬ ВСЁ ПОДРЯД ИЛИ ТОЛЬКО 20%?

Итальянский экономист Вильфредо Парето обнаружил, что 80% национального богатства находится в руках 20% семей. Потом оказалось, что этот эмпирический закон проявляется в очень многих ситуациях. Большую часть тяжких преступлений совершает небольшая группа рецидивистов. Большую часть новых задач в организации решает небольшая кучка «новаторов».

И, наконец, если сделать 20% самых важных дел, то они дадут 80% полезного эффекта. А доделывание остального массива из 80% дел улучшит результат только на 20%.

И мы вполне можем «вычислить», будет дело входить в «весомые» 20% или в «пустые» 80%.

Например, Вы собрались написать статью. Продумывание плана статьи — это явно важное дело, которое очень сильно влияет на результат. А вот от вытирания пыли с монитора и от красивого форматирования статьи можно и воздержаться.

Вы вытрете пыль, монитор станет чистым, статья будет красиво выглядеть, и это в какой-то степени приносит результат. Верно? Да. Но лучше вместо этого просто взять и писать текст.

Лучше сначала сделать те 20% дел, от которых будет зависеть 80% итога. После этого может выясниться, что этих 80% результата вполне достаточно.

С точки зрения «принципа Парето» стремление «успевать все» — это неэффективная попытка «работать по площадям», вместо точечного прикладывания усилий в самых важных делах.

«МОГУ КОПАТЬ, МОГУ НЕ КОПАТЬ»

«… Я задаю себе вопрос: «Произойдет ли что-нибудь ужасное,
если я не выполню этого дела?»
Если ответ отрицательный, то я его не делаю».
Алан Лакейн «Искусство успевать»


В известном анекдоте рабочий-землекоп устраивается на работу и на собеседовании говорит, что хорошо умеет делать две вещи. Какие именно? «Могу копать, а могу не копать». Мы смеемся над ним — но на самом деле полезное умение «не копать» встречается не так уж часто.

Хирург-энтузиаст настойчиво предлагает пациенту операцию не потому, что есть серьезные показания к ней, а потому, что он хорошо умеет такие операции делать.

Парикмахер уговорил клиента сделать креативную стрижку и сложное окрашивание волос — результат впечатляет, но теперь клиенту нужно каждое утро возиться с укладкой и каждые 3 недели красить корни волос, хотя он это не любит делать.

Бригада строительных рабочих с маниакальным упорством выравнивала стены с точностью до долей миллиметра — в том числе и там, где вся стена будет закрыта большим стеллажом.

Все эти люди — профи. И они вовсе не обязательно руководствовались финансовыми соображениями, когда «так много делали». Просто не все люди, которые хорошо «умеют копать», так же хорошо умеют и «не копать».

Это не обязательно связано с работой. Например, в какой-то момент я поняла, что не хочу тратить время на то, чтобы гладить полотенца после стирки и сушки. И не глажу. И никто не умер от этого.

УПРАЖНЕНИЕ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНИХ УСИЛИЙ»

Напишите список дел и задач, которые вы по привычке делаете, но можно их и не делать. Где можно было бы «не копать»? Важно смотреть на такие вещи трезво.

Отдельно взятая уборка или один визит вежливости к родственникам — это не так важно, но подобные вещи имеют кумулятивный эффект. Уютный дом и хорошие отношения в семье — это то, что очень сильно влияет на общее ощущение счастья.

Поэтому тратить время и силы на уборку — это вполне рациональное поведение. Но вот если Вы до полуобмороков работа ете на нелюбимой работе, чтобы купить автомобиль не хуже, чем у коллег на этой же работе — то в таком раскладе здравого смысла явно маловато.

КУРИЦА БЕЗ ГОЛОВЫ

Бег белки в колесе — это далеко не худший вариант «лишних дел». Намного печальнее выглядит бег курицы без головы.

Физиологический факт: если курице отрубить голову, то тело бедной птицы еще какое-то время будет способно бегать. Человек, «потерявший голову», тоже может энергично куда-то бежать и «пытаться много делать».

Сложности в семье? Затевается ремонт . Потом развод застает семью в свежеотремонтированной квартире.
Грозит сокращение на работе? Займемся сложным и почти безнадежным проектом — так можно отвлечься от неприятных мыслей и поиска новой работы.

Возникли серьезные опасения по поводу здоровья? Самое время начать работать сверхурочно. На врачей не будет оставаться времени, и риск узнать страшный диагноз будет меньше.

Расстались с любимым человеком? Неутомимо трудимся днем и тусуемся ночью — так незаметны и бессонница, и печаль, и плакать будет некогда.

Во всех этих ситуациях человек думает, что ему «надо многое успеть» просто потому, что у него нет душевных сил, чтобы остановить свой бег и увидеть ситуацию такой, как она есть. Такое поведение называется «активизмом».

Важно понимать: «активизм» помогает уцелеть в сложной ситуации, но сам по себе ничего не меняет к лучшему. Это просто «обезболивающее», которым мы оглушаем себя, чтобы не задумываться о более важных вещах.

От этого временного «обезболивания» нужно отказаться, когда на это появятся силы. Если вы пережили какое-то событие, которое разрушило вашу привычную жизнь, и сразу после этого начали стараться занять себя чем-то, то в какой-то момент надо все-таки остановиться, перестать «всё успевать» и заняться восстановлением себя.

ЧТО ТАКОЕ «НАДО»?

Все это подводит к простой мысли. В вопросе «Надо ли все успевать?» самое опасное слово — это слово «надо». Вместо одного лишь варианта (надо или не надо?) могут быть десятки.

Хорошо бы задавать себе, кроме «надо ли?», еще и другие вопросы:

· Хочу ли я это делать?

· Выбирал(а) ли я этим заниматься?

· Полезно ли это для меня? Полезно ли это для общего результата, для дела? Насколько полезно?

· Могу ли я это делать? Не вынуждают ли меня делать то, что я не все равно не смогу?

· Нравится ли мне это делать? Люблю ли я это, или это дело для меня мучительно?

· Чувствую ли я, что должен это делать? Почему это ценно для меня?

· Не абсурдно ли то, что я собираюсь делать? Есть ли в этом какой-то смысл?

· Не живу ли я чужой жизнью, когда делаю это? Не навязали ли мне это? Как получилось, что я согласился?

· То, что я собрался делать — это самое главное дело в моем списке дел? (Если нет — не пора ли перестать заниматься ерундой и не сделать ли главное?)

· Если я все время откладываю дело — с чем я не хочу сталкиваться, чего избегаю?

Ответы на эти вопросы могут быть не такими однозначными, не все можно свести к «надо — не надо». Одно можно сказать точно — у нас с вами есть не только , но и .

Например, право на ошибку, право на то, чтобы кое-что не успеть, и еще — право на то, чтобы говорить «нет» в ответ на просьбы и даже поручения, если мы точно не сможем их выполнить.

В конце концов, «успевать все» — это миф, на самом деле люди этого в полной мере сделать не могут. Разве что, в кино…

Автор:
 

Arina69

Юзер
17 Дек 2014
61
92
К сожалению, у большинства из нас просто нет шансов следовать советам, например, Любищева. Что значит, не брать срочных поручений. Это значит, не работать по найму. Но и в условиях собственного бизнеса будет появляться масса срочных дел, которые, конечно, нельзя назвать поручениями, но и не делать их тоже нельзя.
При первых признаках усталовсти менять занятие? Вы серьезно?. Может ученый, который сам определяет свой распорядок и не обременен семейными обязанностями и может себе такое позволить. А давайте я при первых признаках усталости брошу мыть пол и пойду займусь творчеством... И пофиг, что кругом лужи и грязь.
Спать 8-10 часов? Ок. Значит, типичный день москвички - встать в 6, чтобы успеть на работу к 9. Рабочий день заканчивается в 18. Дорога домой - практически до 21. А тут уже и спать пора. Может, успею чайку попить, если быстро. Ну и душик минут на 5. Но даже если дорога на работу занимает не 2,5 часа а 15 минут, сильно лучше не становится. Из 14 оставшихся часов бодрствования занимает 8-9 работа, примерно час - дорога плюс сборы, около часа еще отведем на еду. Остается 3 часа, чтобы приготовить эту самую еду, проверить у детей уроки и уделить время мужу. А как же саморазвитие, самообразование и т.п. А вот никак, только за счет сна.
Я вот домохозяйка - такая себе лентяйка. Только вот самообразовываться и зарабатывать тоже почему-то приходится исключительно за счет сна. И вовсе не потому, что я не умею организовать свою жизнь.
 

Vikichocolate

Юзер
9 Окт 2017
175
133
А давайте я при первых признаках усталости брошу мыть пол и пойду займусь творчеством... И пофиг, что кругом лужи и грязь.
Что-то мне не нравится такая установка. Вообще, если я устала, то да, я бросаю мыть пол и иду в ванную или спать. И мне пофиг, что кругом лужи и грязь. Ибо от хронической усталости я слягу в могилу и мыть пол тогда будет вообще некому...

Вы правы, что сложно выполнять все советы. Но на то они и даны, чтобы отобрать для себя в копилку что-то подходящее) В жизни всегда чего-то не хватает: денег, времени, сил. Надо просто выставить свои приоритеты на какой-то промежуток времени и уже отталкиваться от них.
 

Похожие темы

Сверху