• В этом разделе размещаются статьи из интернета.
    Для публикации своих авторских статей используйте Блоги.

Чтиво [Саммари] По Бронсон, Эшли Мерримен - Мифы воспитания. Наука против интуиции

Введение
Воспитание — это область, в которой особенно причудливо соединяются безнадежно устаревшие стереотипы и бездоказательные инновации. Книга известных американских публицистов По Бронсона и Эшли Мерримен не предлагает своим читателям ни того, ни другого — ни общих советов, ни беспочвенных постулатов. Их «Воспитательный шок» основан на серьезных исследованиях, проведенных учеными лучших университетов США с участием педагогов, родителей, руководства школ и, разумеется, большого количества детей. Результаты этих изысканий, изложенные в книге, впечатляют — они демонстрируют, как много шаблон ов, принимаемых нами за истину в первой инстанции, оказываются неверными.

Книга «Мифы воспитания. Наука против интуиции» заставляет изменить взгляд на привычные вещи. Она объясняет, что в основе многих воспитательных ошибок лежит непонимание того, что дети отличаются от взрослых, по-другому воспринимая и оценивая окружающий мир. На детей иначе влияет похвала и недосып, у их агрессии и интриг другая мотивация, а детский обман — признак не столько скверного характера, сколько высокого интеллекта.

Авторы раскроют причины подростковых бунтов и конфликтов между детьми в семье, развенчают результативность популярных образовательных телепрограмм, предложат эффективные методы борьбы с детской ложью и недисциплинированностью, научат лучше понимать своих детей.



Глава 1. Обратная сторона похвалы
Не говорите ребенку, что он умен, говорите ему, что он целеустремлен.

В современном обществе бытует мнение, что заботливые родители , желающие, чтобы их ребенок преуспел в жизни, должны много и часто хвалить его, говорить ему о том, какой он умный, талантливый, особенный. Мы считаем, что похвала — это кокон, сохраняющий самооценку наших детей от недоброжелательности окружающего мира и позволяющий им легче справляться с проблемами. Так ли это? Десятилетние исследования, проведенные учеными Колумбийского университета в 20 школах Нью-Йорка, продемонстрировали, что безусловная польза похвалы — это заблуждение, причем не лучшим образом отражающееся на успехах детей. Изучение влияния похвалы более чем на 400 учеников выявило, что ярлык «умника» или «умницы» скорее не мотивирует ребенка на большие усилия, а отбивает желание трудиться. Почему так происходит?

1.1 Ум — врожденное качество, которое ребенок не может контролировать. Поэтому те, кого называют «умными», начинают беспокоиться, что способности могут их подвести. Они не знают, как реагировать на неудачи, и боятся дискредитировать себя
. В процессе исследования детей разделяли на две группы, в одной из которых хвалили за ум, а во второй — за упорство. Дети из первой группы хотели закрепить хорошее мнение о своих умственных способностях и, не желая рисковать, выбирали более простые задачи, в то время как ученики из второй группы выбирали сложные задания и настойчиво работа ли над ними. Фокус на важности усилия создает фактор, которым ребенок может управлять — ему по силам стать более настойчивым в учебе.

1.2 Только конкретная и искренняя похвала дает нужный эффект. Хваля слишком часто и безотносительно, мы девальвируем похвалу, кроме того, дети очень хорошо чувствуют фальшь, они намного проницательнее, чем мы думаем. За чистую монету любую похвалу принимают только малыши до 7 лет, а дети постарше уже относятся к похвале скептически. Многие из них даже считают похвалу знаком снисхождения взрослых, которые таким образом их просто жалеют.

1.3 Избыточная похвала таит еще одну опасность — ребенок начинает искать похвалу и работать только для того, чтобы его похвалили. Такие дети болезненно реагируют на неудачи. Можно стать настоящим «наркоманом» похвалы — возникает нейрохимическая реакция, требующая моментального вознаграждения (восторга взрослого). Те же, кого хвалят разумно, могут неоднократно справляться с неудачами, сохраняя мотивацию и не ожидая скорой награды. Их мозг знает, что период сомнения в своих силах можно пережить и добиться успеха.

1.4 Стремясь повысить самооценку детей, родители часто подсознательно стремятся к повышению собственной самооценки. В то время как результаты исследований говорят, что завышенная самооценка ребенка не способствует его дальнейшему карьерному росту или хорошей успеваемости, как считалось ранее. Слишком высокое чувство собственного достоинства в большинстве случаев повышает уровень агрессии и делает детей более эгоистичными.

1.5 Объясните детям, что мозг можно и нужно развивать , тренируя его, словно какой-либо из мускулов. Решая сложные задачи, мозг создает новые нейроны и образует новые нейронные связи. Чем больше мы учимся, тем умнее становимся — детям важно это знать.



Глава 2. Потерянный час
Дети не должны получать знания и новые навыки за счет сна.

Большинство школьников постоянно не досыпают. Особенно это касается старшеклассников, продолжительность сна которых составляет не более 6.5 часов вместо необходимых 8 часов. Родители не видят в этом большой проблемы (они более озабочены сном малышей) и не готовы пожертвовать дополнительными занятиями детей, позволив им спать дольше. Однако ученые бьют тревогу. Почему?

2.1 Ученые-сомнологи утверждают, что детский мозг развивается до 21 года и преимущественно это происходит во сне. А исследователи, изучавшие влияние недосыпа детей на их умственные способности, считают, что нарушения сна могут ухудшить IQ ребенка не меньше, чем отравление свинцом. Усталые дети не могут запомнить новую информацию, поскольку их нейроны становятся неспособными к формированию новых нейронных связей, важных для запоминания. Именно во время сна мозг перемещает информацию, полученную днем, в область наиболее эффективного хранения. Так что, чем больше ребенок узнал днем, тем дольше он должен спать ночью.

2.2 Многие подростковые проблемы, такие как агрессия, конфронтация, импульсивность — следствие недосыпа. Перенос начала уроков с 7:25 на 8:30 утра в некоторых американских школах позволил значительно повысить результаты и мотивацию школьников, существенно понизив уровень их агрессии и депрессии.

2.3 Недосып — одна из главных причин эпидемии тучности у детей в США. Ранее в растущем количестве полных детей было принято винить телевидение, затем компьютеры. Однако в последнее время эти версии не выдерживают критики. Начиная с 70-х годов тучность растет экспоненциально, тогда как дети проводят у телевизора всего на 7 минут больше. Видеоигры и Интернет появились лишь в последнее полтора десятилетия, тогда как активно толстеть в США дети продолжали и в 80-е годы. Ученые обнаружили «нейроэндокринный каскад» — потеря сна увеличивает производство гормона грелина, сигнализирующего о голоде, и уменьшает количество лептина, подавляющего аппетит. Поэтому чем меньше люди спят, тем больше они едят.

2.4 Родители неточны, оценивая продолжительность сна своих детей. Они думают, что дети спят на час, а то и на полтора больше, чем это происходит в реальности.

2.5 Многие родители подростков считают сон роскошью, а не необходимостью. Если ты устаешь, значит, ты слабак и должен взять себя в руки. Но это не так. Полноценный сон — необходимость для ребенка и его мозга. Именно сон, а не дополнительные занятия с репетитором, — залог его будущих успехов.



Глава 3. Почему родители не поднимают национальный вопрос
Надо говорить с детьми о расовых и межнациональных различиях, поскольку дети все равно формируют свое мнение по этому вопросу.

Родители в цивилизованных странах предпочитают не обсуждать с детьми межрасовые отношения , ограничиваясь общей доктриной «все люди равны» и надеясь, что толерантная мультикультурная среда сама сформирует у детей правильные принципы. Некоторые взрослые считают само обсуждение этого вопроса проявлением расизма. Однако дети замечают расовые различия, даже если общество не указывает им на них, а затем самостоятельно делают выводы, которые могут не понравиться их либеральным родителям. Что же надо учитывать родителям при общении с детьми на эту непростую тему?

3.1 Дети относятся с большей симпатией к тем, кто на них похож. То есть предвзятость заложена в них изначально, и без контроля она может закрепиться. Если предложить 5–6-летним детям карточки с фотография ми разных людей (разных рас, пола, возраста), 68 % детей классифицируют их именно по расовому признаку.

3.2 У ребенка существуют этапы развития, «окна», когда он готов радикально менять свои взгляды, в том числе и на национальный вопрос. Как показывают исследования, наиболее восприимчивы дети до 7–8 лет. Важно не пропустить момент и не допустить, чтобы «окно» закрылось. Чем старше ребенок, тем больше у его мозга потребность в соотнесении объекта с какой-либо категорией.

3.4 То, что ребенок растет в многонациональной среде — не гарантия того, что он не вырастет расистом, напротив, чем больше представителей разных наций и рас учатся в одной школе, тем больше дети разбиваются на группы по национальному признаку. Для подростков очень важна принадлежность к определенной группе, в том числе (а часто и главным образом) по расовому и национальному принципам.

3.5 Парадокс, но чем больше культурой поощряется индивидуальность, тем сильнее стремление детей объединяться в группы. Это особенно заметно на примере США, где культивируется индивидуальность и самоидентификация, но при этом в школах очень распространено разбиение на кланы. В Японии, где социальную гармонию ставят выше индивидуализма, такое разбиение гораздо менее выражено.

3.6 Говоря о равенстве рас и национальностей, можно взять за образец модель разговора о равенстве полов. Ведь обычно, обсуждая равенство полов, родители не испытывают больших затруднений. Точно так же, как детям говорят о том, что женщина может быть космонавтом или профессором, надо говорить о том, что человек другого цвета кожи или национальности может быть ученым, врачом или учителем.

3.7 Не одергивайте детей, когда они говорят то, что вы квалифицируете как расизм. Они расценят это как сигнал о запретности темы, а запретный плод сладок.

3.8 Чаще говорите детям о равенстве рас и национальностей, причем максимально прямолинейно, развернуто, понятными и доступными терминами.



Глава 4. Почему дети лгут
Традиционные способы приучить детей к правдивости обычно не действуют или даже ухудшают ситуацию.

Большая часть родителей считает честность одним из важнейших качеств, которое они хотели бы видеть в своих детях. Но при этом ложь никогда не становится темой номер один в разговорах с детьми, хотя 96 % детей периодически лгут своим родителям. Так что мы не знаем о детской лжи и что мы должны знать о ней?

4.1 Взрослый человек не может определить, лжет ли ребенок. Как показали тесты, даже полицейские и таможенники, которых специально учат разоблачать ложь, угадывали детский обман только случайным образом. Все стереотипы о детской лжи не поддерживаются практикой. Например, многие думают, что девочки правдивей мальчиков, но на самом деле мальчики лгут не чаще своих сверстниц. Или существует мнение, что маленькие дети и интроверты более склонны ко лжи, но в реальности все наоборот.

4.2 В большинстве случаев родители уверены, что именно их ребенок не лжет. И в большинстве случаев они ошибаются.

4.3 Лгать дети начинают гораздо раньше, чем мы думаем. Первые эксперименты с ложью относятся к трем или четырем годам. Родители считают, что ложь малышей невинна, и думают, что, повзрослев, дети сами перестанут лгать, но ложь становится лишь более изощренной.

4.4 Ложь — это, несомненно, навык повышенной сложности, свидетельствующий о развитом интеллекте. Она требует определенного уровня социального развития, умения различать правду и неправду, выстраивать альтернативную реальность, держать в голове точки зрения разных людей.

4.5 Дети относятся к врунам даже более негативно, чем это делают взрослые. Мы привыкли искать оправдание лжи, тогда как ребенок готов признать ложью даже непреднамеренную ошибку. Кстати, дети учатся безобидной лжи (вроде лицемерных комплиментов) именно у взрослых. А с такой «вежливой» лжи у детей может начинаться и большая ложь.

Например, папа пообещал сводить сына в кино, но потом вспомнил, что у ребенка в этот день тренировка. Отец с огорчением признал ошибку, но расстроенный ребенок уверен, что родитель ему солгал.

4.6 Дети знают, что лгать плохо, но понимают, что есть случаи, когда лгать еще и полезно. Те из них, кого часто и серьезно наказывают, начинают лгать раньше и лгут более правдоподобно. Они рано уясняют, что это прекрасный способ избежать наказания. Кроме того, ложь дает чувство власти, позволяет обрести уверенность среди сверстников и манипулировать ими. Ложь — способ самозащиты и симптом, свидетельствующий о более серьезных проблемах.

4.7 Не спешите осуждать ябедничество. Исследования показали, что, жалуясь родителям, ребенок правдив в 9 из 10 случаев. И на один случай, когда дети приходят к родителям с жалобой на сверстников, приходится 14 случаев, когда они сами пытаются справиться с проблемой и обидой. После того как им не удается это сделать, они обращаются к взрослым со своей бедой, а им намекают на то, что они спешат переложить свои проблемы на других.

4.8 Дети лгут, чтобы сделать взрослых счастливыми. Они хотят понравиться вам или не расстраивать вас.

4.9 Подчеркивайте не отрицательную сторону лжи (это лишь усугубляет ситуацию), а позитивный результат правдивости. В общении с детьми наиболее эффективна конструкция «Я не расстроюсь, если узнаю, что ты сделал что-то плохое, но буду просто счастлив, если ты скажешь правду». Это важно и в связи с п. 4.7 (дети хотят сделать вас счастливыми). Если акцентировать внимание только на том, что лгать плохо, дети могут начать обманывать еще больше, чтобы скрыть ложь, которая может расстроить или разозлить родителей. Если же вы объясняете, насколько почетно говорить правду, вы добьетесь лучших результатов. Это подтвердили и эксперименты.

Например, маленьким детям рассказывали истории про мальчика и волков (мальчик несколько раз поднимал ложную тревогу, а потом его съели настоящие волки) и про Джорджа Вашингтона и вишневое дерево (когда будущий президент США был ребенком, он срубил дорогое дерево, но отважно признался в этом, и отец его похвалил). После первой истории дети стали лгать еще больше, а после второй количество лгунов сократилось почти до нуля.

4.10 Ложь — одновременно и нормальное, и неправильное поведение. Ее надо ожидать и нельзя игнорировать. То, как родители реагируют на первую ложь ребенка, во многом определяет его отношение ко лжи в будущем.



Глава 5. Поиск интеллектуальной жизни в детском саду
Неэффективно и не достоверно оценивать способности детей в раннем возрасте.

В США в частных школах распространена программа для одаренных детей, участниками которой становятся лишь те дети, которые показали высокие результаты в специальных тестах. Тесты для пятилетних малышей включают вопросы и задания разной сложности и направленности, такие как проверка словарного запаса, задачи на логику, лабиринты. Дети, успешно прошедшие тестирование (а таких около 7 % из трех миллионов детей), поступают в элитные частные учебные заведения и учатся по эффективной программе для талантливых детей, что позволяет им достичь большего успеха в жизни. Никаких дополнительных проверок детей в будущем не проводится, результаты тестов дошкольников считаются окончательными и не подлежащими переоценке. То есть, фактически, они во многом определяют дальнейшую судьбу и карьеру ребенка. Правильно ли это? Как показали исследования — неправильно. Через три-четыре года только 27 детей из 100, признанных одаренными в дошкольном возрасте, показывают высокие результаты. Почему так происходит и как проводить отбор способных детей?

5.1 Мозг маленьких детей еще полностью не сформировался, поэтому оценивать их способности в детском саду недостоверно. Структура мозга маленького ребенка претерпевает стремительные изменения, а значит, так же быстро и не всегда предсказуемо меняется его IQ.

5.2 Тесты не бессмысленны, просто их нужно проводить на несколько лет позже или повторять во втором-третьем классах. В детском саду некоторые дети уже очевидно намного более одарены, чем остальные, но, проводя ранние тесты, можно упустить и других одаренных детей, чьи способности разовьются несколькими годами позднее.

5.3 Изобретатели тестов для детей пытались сделать тесты более достоверными при помощи заданий на оценку эмоционального интеллекта (объединяющего темперамент, коммуникативные навык и, свойства характера). Но эта попытка закончилась неудачно после того, как оценка эмоционального интеллекта у заключенных тюрьмы показала у них довольно высокий эмоциональный IQ. А значит, высокий эмоциональный интеллект — не гарантия жизненного успеха.

5.4 Социальные навыки детей пятилетнего возраста — тоже недостоверный показатель их дальнейшей успеваемости. Исследования доказали, что из беспокойных и непослушных пятилеток довольно часто вырастают хорошие ученики, а те, кто был покладист в пять лет, потом могут не показать хороших результатов.



Глава 6.Братья и сестры
Кто был прав — Шекспир или Фрейд, или Как важно предотвращать конфликты

Мы привыкли думать, что в семье с двумя и более детьми дети обладают лучшими коммуникативными навыками, однако ученые, занимающиеся разносторонними исследованиями в этой области, не подтверждают такую зависимость. Почему?Дело в том, что общение между братьями и сестрами дарит в равной степени как позитивные, так и негативные социальные навыки.

6.1 В возрасте от 3 до 7 лет родные братья и сестры тратят на ссоры в среднем 10 минут из часа. Причем это происходит даже в семьях с хорошим достатком, с уравновешенными и заботливыми родителями.

6.2 Небольшие конфликты — не всегда плохо, важно, чтобы они уравновешивались положительными моментами в общении, такими как совместные игры. Между братьями и сестрами, которые совсем не конфликтуют (игнорируют друг друга и совсем не дерутся), в дальнейшем устанавливаются холодные отношения, лишенные эмоций.

6.3 Дети ссорятся в основном из-за игрушек, а не из-за родительского внимания. Так утверждают исследования.

6.4 Для установления долгосрочных позитивных отношений между детьми в семье важно, чтобы братья и сестры воспринимали друг друга как друзей. Родители и другие близкие взрослые родственники стараются бескорыстно давать ребенку то, что он хочет, но, чтобы получить нужное от друзей, ребенку приходится стараться и развивать коммуникативные навыки.

6.5 Лучший способ установить дружеские отношения между братьями и сестрами — длительная совместная игра. Родителям надо максимально поддерживать и стимулировать такие игры. Надо учить детей выбирать занятия, интересные всем участвующим в игре, и учить их мягко отступать, когда игра становится неинтересна кому-то из участников.

6.6 Хотите знать, как ребенок будет относится к младшему брату или сестре — посмотрите на его отношения с лучшим другом.

6.7 Основная миссия родителей состоит не в разрешении детских конфликтов, а в предотвращении их. Объясняйте детям пользу предотвращения конфликтов и сами работайте над предотвращением конфликтов между братьями и сестрами.

Глава 7. Наука о подростковом бунте
Если подростки спорят с взрослыми, значит, они их уважают — это знак конструктивных отношений. Большинство подростков лгут своим родителям. Такая статистика, казалась бы, должна напугать, но так ли все страшно?

7.1 Неотвратимость подросткового бунта — это миф. В действительности серьезный антагонизм подростков с родителями случается только в 5–15 процентах случаев.

7.2 Отсутствие всяких рамок поведения для подростков также плохо, как и слишком большое количество правил(исполнение которых пускается на самотек). И в том, и в другом случае подростки отбиваются от рук. Наиболее эффективно наличие нескольких разумных правил, исполнение которых действительно внимательно отслеживается родителями — тогда в остальных сферах можно поддерживать автономию ребенка. Кстати, родители, которые строго настаивают на соблюдении определенных правил — самые душевные, теплые и часто общающиеся со своими детьми. И дети-подростки лгут им гораздо реже.

7.3 Подростки лгут и изворачиваются не потому, что хотят избежать проблем, а потому, что хотят сберечь хорошие отношения с родителями.

7.4 Причиной многих подростковых проблем является скука. Причем скучают и достаточно загруженные дети — хорошо учащиеся и имеющие внешкольные увлечения. Дело в том, что у скуки подростков есть неврологическая подоплека. В отличие от мозга взрослого человека или маленького ребенка, мозг подростка не получает удовольствия (выработки дофамина, возбуждающего центр удовольствия мозга) от выполнения вещей, вознаграждающихся средне или слабо.

Исследования, основанные на магнитно-резонансном сканировании мозга во время видеоигр, показали: маленькие дети рады любой награде, взрослые люди радуются в зависимости от размера награды. Что касается подростков, то они никак не реагировали на малые и средние победы и награды. Зато большая победа вызывала у них невероятную выработку дофамина и бурю эмоций.

7.5 На пике эмоций подростки перестают здраво оценивать риск. Этому тоже есть неврологическое объяснение. При активном выбросе дофамина у подростков происходит уменьшение активности префронтальной коры головного мозга, что притупляет предвидение последствий. В этом кроется причина бесшабашных поступков подростков, сделанных на эмоциональном подъеме и обычно совершенных в компании друзей. При этом в обычном состоянии риск пугает подростка намного больше взрослого (они боятся выступать публично или подойти к понравившейся девочке).

7.6 Родители считают споры с детьми деструктивными, а подростки оценивают их как конструктивные. Согласно опросам, после ссоры с детьми взрослые чувствовали себя опустошенными, тогда как подростки были уверены, что они с родителями стали лучше понимать друг друга после спора. Правда, это происходило только тогда, когда родители шли хотя бы на крошечные уступки, а не ограничивались категоричным «не спорь со мной!».

7.7 Нет конкретных научных рекомендаций, как вести себя с детьми-подростками. Но с определенностью можно сказать, что слабые родители — это те, кто поддается нытью и шантажу детей любого возраста.



Глава 8.Можно ли научить самообладанию?
Надо дать детям такие инструменты мышления, которые мотивируют их быть более дисциплинированными. Еще недавно считающиеся перспективными школьные программы по борьбе с запрещенными препаратами и асоциальным поведением демонстрируют свою полную беспомощность. Эти обучающие программы, создавшие великолепное и многообещающее первое впечатление и активно внедряемые в школах США, показывают очень скромные результаты, например, из 16 известных программ, призванных сократить количество детей, бросивших школу, лишь одна показала положительные результаты, а звездная программа D.A.R.E. (обучение сопротивлению наркотикам) привела лишь к незначительному сокращению курящих, и то недолгосрочному. Так как же научить детей самоконтролю?

8.1 Отличные результаты показала программа «Инструменты мышления», разработанная в 90-е годы в США последовательницей знаменитого советского психолога Льва Выгодского Еленой Бодровой в сотрудничестве с Деборой Леонг. Они выстраивали обучение дошкольников на длительных совместных ролевых играх с непременным составлением плана игры.

Например, дети в течение часа играли в пожарных, со строгим разделением и соблюдением обязанностей, продуманными функциональными зонами, что делало игру многомерной, интерактивной, развивающей абстрактное мышление.

8.2 Важная часть «Инструментов мышления» — развитие искусства вести внутренний диалог, анализирующий альтернативы и возможные последствия. Эта внутренняя беседа с самим собой позволяет избежать импульсивных поступков. Чем раньше такой навык разовьется у детей, тем более организованными и владеющими собой они будут расти. Полезно приучать детей чаще проговаривать свои мысли вслух (затем они привыкнут делать это про себя), составлять план дня, пересказывать услышанные сказки. У них будут эффективно развиваться такие важные исполнительные функции, как планирование, предвидение, упорство.

8.3 Детям полезно уметь оценивать результаты работы — своей и других: выбирать наилучшим образом написанное слово, обводить самую красиво написанную букву, самим искать ошибки в выполненных работах.

8.4 Планирование своего времени и формирование промежуточных целей развивает участок мозга, отвечающий за концентрацию, целеполагание и самоконтроль. Учить этому желательно начинать как можно раньше — в дошкольном возрасте.

8.5 Способность эффективно сосредотачиваться и дисциплина так же важны, как и высокий интеллект. И развитию этого навыка надо уделять не меньше внимания.

Глава 9. Подводные камни современного воспитания
Почему даже самым прогрессивным современным методам воспитания не получается создать идеальных детей. Современные родители с рождения пытаются научить своих детей быть заботливыми, неагрессивными, понимающими и толерантными. Но пока еще не удалось создать поколение ангелов — царство детства продолжает быть агрессивным и непредсказуемым. Почему?

9.1 Воспитательные передачи и мультфильмы, призванные обучить детей правильным социальным навыкам, в реальности делают детей более агрессивными и манипулятивными, потому что в них уделяется несравненно больше времени демонстрации конфликтов между детьми, чем их разрешению. К слову, просмотр даже таких жестких фильмов, как «Звездные войны», согласно исследованиям, не приводит к столь негативным результатам, как просмотр морализаторских передач. Дело в том, что маленькие дети, в отличие от более взрослых, не в состоянии оценить всю воспитательную мораль передачи в целом, они запоминают и берут на вооружение каждую показанную модель поведения в отдельности (а негативное детское поведение показывается в подобных программах очень подробно и достоверно).

9.2 Ребенку изредка полезно быть свидетелем конструктивно разрешенных конфликтов родителей. Очень часто ссорящиеся родители при первых вспышках конфликта уходят в другую комнату, не позволяя детям увидеть, как они разрешат свои разногласия. Но ребенку полезно стать свидетелем конструктивной ссоры, закончившейся примирением — это усиливает его чувство безопасности и улучшает его социальное поведение (еще раз подчеркнем, что имеются в виду цивилизованные ссоры, когда супруги не переходят к открытым оскорблениям). Тогда ребенок начинает понимать, как именно надо разрешать конфликты. Если родители прячут свои разлады за закрытыми дверями, дети знают и чувствуют это, испытывая высокий уровень стресса, приводящий в том числе и к агрессии.

9.3 Телесные наказания, даже простые шлепки, делают детей еще более агрессивными.

9.4 Пропагандируемая в цивилизованных странах «нулевая терпимость» к любой детской агрессии только увеличивает уровень детской тревожности. Дети начинают бояться не только других детей, но и нарушения установленных взрослыми строгих правил и последующего наказания.

9.5 Агрессия и другие ошибки детей — естественное следствие их неврологической незрелости. Поэтому стоит с пониманием относиться к ошибкам молодости. Дети растут, развиваются, умнеют и, взрослея, зачастую с удивлением и сожалением вспоминают свое жестокое детское поведение.

9.6 Популярные среди сверстников и любимые педагогами дети в большинстве своем довольно агрессивны и жестоки. Антиобщественное и просоциальное (нацеленное на благо окружающих) поведение у подростков — это не разные стороны медали, а вполне дополняющие друг друга модели поведения. Агрессивность, позволяющая детям укреплять свой статус в коллективе, требует высоких социальных навыков. Еще одна причина такой раздвоенности состоит в том, что дети, которых любят педагоги, должны демонстрировать сверстникам и темную сторону своего характера, чтобы не прослыть тряпкой или «ботаником».

9.7 Пытаясь приучить своих детей не сплетничать и не манипулировать, мы лишаем их инструментов социального доминирования.

9.8 У современных детей очень много контактов со сверстниками, что приводит к усилению стремления повысить свой социальный статус. Что в свою очередь повышает градус агрессии, необходимой детям, чтобы социализироваться в сложной для них среде.



Глава 10. Почему одни дети начинают говорить раньше других
В обучении младенцев речевым навыкам важнейшую роль играет реакция родителей. Можно ли ускорить речевое развитие ребенка и что замедляет процесс освоения языка?

10.1 Как показали исследования Вашингтонского университета, словарный запас малышей, которым родители показывают обучающие видеопрограммы, оказался меньше словарного запаса детей, не смотрящих подобные телепередачи. Этот факт стал еще одной парадоксальной научной сенсацией, связанной с просмотром детьми образовательно-воспитательных программ. Надо заметить, что просмотр обычных мультфильмов, таких как диснеевская «Русалочка», не приводит к негативным результатам, а направленный на развитие ребенка «Маленький Эйнштейн» тормозит развитие языка детей. Оказывается, малыши могут эффективно учиться языку только у живого человека или у персонажа, ведущего себя как живой человек, но не у закадрового голоса, как это практикуется в образовательных программах. Детям надо видеть мимику и артикуляцию говорящего — глядя на говорящего и слыша его голос, младенец получает сразу два сенсорных объекта. Малышам также важно понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое, а им проще сегментировать речь, когда они наблюдают за говорящим.

10.2 На лексикон ребенка влияет объем слышимой им речи. Количество, качество и сложность впитываемой им речивлияют на словарный запас малыша, но есть фактор, который оказывает еще более сильное влияние.

10.3 Важнейшее значение для речевого развития ребенка имеет то, как родители реагируют на его попытки говорить. Если издаваемые им звуки с достаточной периодичностью получают хотя бы мимолетное ободряющее внимание от взрослых, ребенок начинает говорить на порядок раньше. Нежно прикасайт есь к малышу в ответ на его речевые эксперименты, разговаривайте с ним, переспрашивайте его.

10.4 Обозначайте вербально предмет, на который обращает внимание малыш. Называя вещь, на которую смотрит или указывает маленький ребенок, вы связываете в его сознании объект со звуком. Имейте в виду, что для лучшего запоминания слова ребенку важно слышать, как одно и то же слово произносят разные люди. И учтите, что дети в возрасте до полутора лет не разбирают слова, находящиеся в середине предложения.

10.5 Общайтесь с малышом часто, но не переусердствуйте — мозг младенца нуждается в отдыхе.

10.6 Детям, которые раньше начинают говорить, проще учиться в начальной школе.



Резюме. Дети — другие
Основная ошибка взрослых — считать верное для них верным и для детей.

Большинство открытий в воспитании и развитии детей совершаются, когда исследователи принимают факт, что дети не подобны взрослым. Более интенсивно развивающийся мозг ребенка и мозг взрослого работают по-разному — при совершении идентичных действий они задействуют разные участки мозга. Дети не могут так же эффективно, как взрослые, накапливать и анализировать неявную информацию, поступающую из разных областей, — им нужны конкретные руководства к действию. Недосып влияет на них более сильно и непоправимо, чем на взрослых. Игра развивает символическое мышление детей, в то время как для взрослых это скорее способ расслабиться.

В том, что касается детей, плохое и хорошее — тоже не однозначные противоположные понятия, а целый набор независимых качеств, оказывающих комплексное влияние на формирование разносторонней личности. Вранье — это не только неправильное поведение, но и признак высокого интеллекта. Манипуляции и сплетни — не только антиобщественное поведение, но и порой единственная возможность укрепить свой социальный статус. Это не означает, что не надо прививать детям понятия справедливости и честности, просто надо быть гибче и учиться понимать своих детей.



Заключение
—При одинаковых видах деятельности у детей и взрослых могут быть задействованы разные области мозга, поэтому дети по-другому воспринимают окружающий мир.

—Чрезмерная похвала, превозносящая врожденные качества ребенка, может существенно навредить ему. Хвалить надо качества, которые ребенок может контролировать и усиливать, то есть не ум, а упорство и настойчивость в достижении цели.

—Во время сна мозг ребенка развивается, усваивая полученную за день информацию. В недосыпе кроется много детских проблем, таких как полнота, агрессия, низкая успеваемость.

— Необходимо на понятном языке обсуждать с детьми расовые и национальные вопросы, поскольку дети сами формируют свое мнение по этому поводу, основываясь на заложенной в них предвзятости и стремлению к сегрегации.

—Дети рано начинают лгать, определяя границы, для того чтобы избежать наказания и желая не расстраивать взрослых. Надо быть готовыми к детской лжи, но не игнорировать ее, объясняя детям не столько негативную сторону лжи, сколько то, как хорошо говорить правду.

—Оценивать способности детей дошкольного возраста при помощи тестов или социальных навыков — недостоверно. Мозг ребенка продолжает развиваться, и в процессе развития меняется и его IQ. Более достоверны тесты, проведенные во 2–3 классах.

—Общение между братьями и сестрами дарит как позитивные, так и негативные коммуникативные навыки. Родителям надо больше работать над предотвращением детских конфликтов, чем над их разрешением.

—На подростках одинаково плохо отражается как отсутствие рамок поведения, так и слишком большое количество правил, поэтому предпочтительно установить несколько четко соблюдаемых правил. Споры с родителями подростки воспринимают как укрепляющие взаимоотношения внутри семьи. Причина многих ошибок подростков — их неврологические особенности, провоцирующие скуку и неумение оценивать последствия.

—Чтобы научить детей самодисциплине, надо с раннего детства учить их планировать свое время и оценивать выполненную работу, развивать у них внутренний диалог и умение играть в рамках четко определенных правил.

—Подавляющее количество воспитательных видео программ формируют неправильные модели взаимоотношений между детьми, поэтому надо аккуратно подходить к их демонстрации детям.

—Популярность ребенка в коллективе является следствием как его просоциального, так и антиобщественного поведения. Надо с пониманием относиться к тому, что агрессия детей во многом определяется их неврологической незрелостью и стремлением к социальной адаптации.

—Ребенку изредка полезно видеть конструктивно разрешенные конфликты между взрослыми.

—Обучающие видеопередачи зачастую задерживают речевое развитие детей. Гораздо важнее, как родители реагируют на попытки ребенка говорить и разговаривают ли с ним.
 
Сверху