Альтернативная система образования
Получая педагогическое образование в Беларуси, я отлично понимала свои грустные перспективы как педагога в странах бывшего СНГ. И за все это время у меня сложились конкретные понимания того, как должна выглядеть моя идеальная система образования, какие ошибки, по моему мнению, были допущены при создании/заимствовании нашей системы образования. С чем-то вы не согласитесь, но это даст неплохую почву для дискуссии.
Изменить систему в корне
Страхом изменить систему грешит наша страна (да и не только наша) очень во многом. В некоторых сферах это только на пользу, например, импорт некоторых товаров при четко поставленных нормах. Вроде бы она даже единственная, кто из пост-советского пространства оставила этот момент без изменений. К чему я это вела - к тому, что чтобы что-то обновить коренным образом, нужны большие финансовые затраты. Например, вместо того, чтобы провести нормальный кабель для интернета и увеличить стоимость услуг, наш провайдер-монополист (да, на тот момент один-единственный) незначительно снизил цену на услуги. Побоялись затрат, хотя я уверена, это очень быстро бы окупилось, ведь народ жаждал хорошей связи. Жаждем до сих пор, пока мобильные операторы обгоняют городского провайдера по всем фронтам.
Что же касается образования и как я ее вижу, то первое, что я бы сделала - это сделала его платным. Материальный плюс - не нужно строить школы, делать ремонт ы, чинить попорченное имущество, покупать доски, проекторы, компьютеры - все, что надо будет на дому у ученика. Что еще это должно изменить: во-первых, изменить отношение людей к учебе, в первую очередь родителей. Все мы знаем легенду о самых бедных людях на гос. работе - учителях и врачах. Но даже если поднять зарплату до приемлемого минимума, уважение работнику благородной профессии Учитель это не добавит. Будучи с разных сторон баррикад, я встречала в десятки раз больше наплевательского, хамского и неуважительного отношения со стороны родителей (и как следствие - их чад), нежели со стороны учителей. Почему я говорю о родителях, потому что отношение к учителю родители должны "преподавать" как обязательный инструктаж.
Разумеется, учитель должен быть профессионалом в своей области, знать психологию ученика и владеть практической педагогикой.
Один на один с учителем или класс против одного?
Мне очень нравится идея частного обучения, когда педагог приходит на дом и отдает ребенку все свое нераздельное внимание - у ученика не остается возможности для отвлечения от занятий. Но встает парочка дилемм: первая - это умение налаживания отношений со сверстниками, вторая - физическое воспитание и умение работа ть в команде.
Решение также есть. Чтобы наладить общение со сверстниками, у ребенка есть дворовые друзья или дальние родственники-одногодки. Если говорить об обучении - общаться с другими детьми ученик может на кружках и секциях. Здесь же решается проблема физического развития и командного духа. И пусть он набивает синяки и шишки. Все случаи выносятся либо на семейном времени общения, либо с личным психологом ребенка, который у него тоже должен быть.
Есть мысль собирать разных учеников какого-то учителя в небольшие группы для походов и им подобной активности. Здесь нужна кооперация с родителями, так как им необходимо предварительно дать какую-то информацию
с кем будет водиться их ребенок. И здесь возникает юридическая загвоздка - многие данные могут быть запрещены для разглашения. Следовательно, вариант пока плохо реализуем.
Доступность информации
Информация, излагаемая ребенку должна быть понятной, доступной для обсуждений, а также интересной. Некоторые авторы учебников, с которыми мне удалось пообщаться, к счастью, прекрасно понимают сложность совместить большой объем информации с интересным изложением, но не все опускают руки (и я искренне желаю им успеха на этом поприще). Ведь даже учебники для ВУЗов должны быть увлекательными, полными реальных, но интересных примеров, чтобы человек приобретал знания с желанием узнать больше.
Педагог, в свою очередь, должен обеспечить рабочему процессу увлекательность, чтобы заполучить все внимание ученика, посеять интерес. В этом случае даже из заядлых "двоечников" могут вырастать профессора в той области, в которой им было интересно обучаться.
Возможность обучаться на расстоянии
В век интернета грех этим не воспользоваться. Есть еще один вариант личного обучения, для тех, кто постарше - это интернет. Учитель всегда доступен по скайпу и е-мейлу, он дает информацию и ученик ее изучает в своем темпе и раз в неделю преподаватель приходит к ученику, чтобы лично проверить успехи.
Также я за то, чтобы экзамены сдавались более-менее централизованно, возможно, в специальных учреждениях образования. Это стресс, но к экзаменам нужно ученика подготовить как в сфере знаний, так и морально, как вариант - пригласить на проверку знаний еще одного преподавателя или родителей.
Что касается ВУЗов - то давно можно поставить систему на "самообеспечение" - платные курсы с возможностью задавать учителю вопросы, а потом только сдавать экзамены. Это не касается профессий, которые требует постоянной практики, например, врачей и т.д. и некоторые специальные учреждения все же должны быть, ибо без них никак.
Личный психолог и духовное воспитание
Это воспитание необходимо для понимания своего места в мире, а также процессах, стимулах и реакции в окружающем пространстве. Что из чего вытекает. Необходимо прививать культуру ухода за телом, правильное питания (также в соответствии с убеждениями родителей в случае, например, вегетарианства) и соответствующее отношение к людям с другими предпочтениями, отношение к детям и старикам с подробным пояснением почему и кто себя как ведет.
Надо научить ребенка уважать себя и свое здоровье - ведь именно отсюда "ноги растут" у вредных привычек. Без уважения к себе можно тысячу раз рассказывать о вреде наркотиков, не получив отклика.
Данную работу можно поручить "психологу широкого профиля", эдакому аналогу учителя младших классов, знания которым даются скорее вширь, чем вглубь. Именно им должны даваться доступным языком основы возрастной, детской психологии, геронтологии, психологии отношений, валеологии, санитарии и гигиены и так далее. Главное - это понимание - что, как и зачем происходит или должно происходить в окружающем мире. Также нужно показать ребенку преимущества некоторых вещей, например, любви к чтению и правильно "прорекламировать" ее, исходя из интересов ребенка, научиться пользоваться информацией, показать преимущество разного подхода в общении с людьми.
Главная задача такого учителя, на мой взгляд, это НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОНИМАТЬ ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ НЕГО И ПОЧЕМУ, помочь полюбить информацию, дать ему возможность самостоятельно расширять познания. Это можно делать через задания найти что-то, дополнить полученную информацию. Это подействует в том случае, если ученик заинтересован в теме, вы можете немного схитрить и дать конкретное задание - найти такой-то факт, который потенциально более интересен, нежели базовое инфо.
О соперничестве и системе оценивания
Индивидуальный подход и равное отношение к каждому - именно такой слоган звучит в любой школе. Вроде, класс, вроде, учишь, но надо как-то сочетать не сочетаемое, мало того, совершенно противоположное. Тут уж надо определиться, уравнивать всех или относиться особенно. Я за то, чтобы не уравнивать, но делать это с умом.
Никто(!) из учителей не сможет избавить себя от того, чтобы появились любимчики, даже если кричат о том, что равно любят всех и каждого. Все мы люди, все мы чувствуем эмоции. Пример - один ученик сегодня выглядит приятно для нашего глаза, другой - нет, хотим мы того или нет - но восприятие уже делает между ними различие, которое повлияет на адекватность итогового оценивания: либо мы перестрахуем себя от наших эмоций и поставим "неряхе" оценку выше, потому что он в чем-то несовершенен, либо дадим себе волю и будем на стороне "красавчика".
Мое предложение - убрать систему оценок, такую, к какой привыкли. Если учитель контролирует ученика, то вполне может объяснить тому, усвоен урок или нет. А состязательные моменты и оценивание в баллах и прочее - сполна может покрываться участием в спорт ивных дисциплинах. Групповых или индивидуальных. Там есть нормативы, время, счет - все нужные цифры. Там же - соревновательный момент и тому подобное. Также можно готовить ребенка к олимпиадам. О конкуренции ниже.
Систему оценок можно оставить только очень условную, чтобы человек понимал, как могут оценить его работу на тестировании, и то там 100 баллов, у нас, например. В общем, у учителя на такие случаи также должны быть 1-2 варианта тестирования с возможным последующим подсчетом выполненных и не выполненных заданий.
Подготовка к конкуренции и реальному миру
Вот отсутствия этого знания у детей я не понимала никогда. Не знаю, кто именно должен подавать это знание, возможно, родители, но ребенок должен быть готов к жизни, а не к тому идеальному миру, который хотят видеть все вокруг. Только подумайте, чему нас учат - "врать плохо, потому что"... но ребенок приспосабливается к миру через вранье. Не делиться плохо, но если мы будем всем делиться по жизни - сами понимаете.
В какой-то момент нужно объяснить ребенку, какое поведение приведет к каким результатам, о честных и не честных методах игры. (Здесь я вспомнила сериал про Декстера, серийного убийцу и того, как отец готовил его к реальной жизни в обществе - хочешь жить в комфортной среде - не попадайся и делай вид, что ты такой же, как и все).
В общем, своему ребенку я бы показала аспекты этих человеческих отношений, о том, что такое конкуренция и с чем ее едят, рассмотрели бы варианты. Можно пригласить коуча и провести тренинг с примерами.
Отчего люди бывают злыми, завистливыми и что делать в таком случае. Во-первых, правильная подача такой информации даст больше доверия и взаимопонимания между мной и ребенком. Он должен знать, что если соврет или скроет что-то и это вскроется единожды - он потеряет мое расположение. Доверительные отношения начинаешь ценить больше.
Автор: Tourette
Получая педагогическое образование в Беларуси, я отлично понимала свои грустные перспективы как педагога в странах бывшего СНГ. И за все это время у меня сложились конкретные понимания того, как должна выглядеть моя идеальная система образования, какие ошибки, по моему мнению, были допущены при создании/заимствовании нашей системы образования. С чем-то вы не согласитесь, но это даст неплохую почву для дискуссии.
Изменить систему в корне
Страхом изменить систему грешит наша страна (да и не только наша) очень во многом. В некоторых сферах это только на пользу, например, импорт некоторых товаров при четко поставленных нормах. Вроде бы она даже единственная, кто из пост-советского пространства оставила этот момент без изменений. К чему я это вела - к тому, что чтобы что-то обновить коренным образом, нужны большие финансовые затраты. Например, вместо того, чтобы провести нормальный кабель для интернета и увеличить стоимость услуг, наш провайдер-монополист (да, на тот момент один-единственный) незначительно снизил цену на услуги. Побоялись затрат, хотя я уверена, это очень быстро бы окупилось, ведь народ жаждал хорошей связи. Жаждем до сих пор, пока мобильные операторы обгоняют городского провайдера по всем фронтам.
Что же касается образования и как я ее вижу, то первое, что я бы сделала - это сделала его платным. Материальный плюс - не нужно строить школы, делать ремонт ы, чинить попорченное имущество, покупать доски, проекторы, компьютеры - все, что надо будет на дому у ученика. Что еще это должно изменить: во-первых, изменить отношение людей к учебе, в первую очередь родителей. Все мы знаем легенду о самых бедных людях на гос. работе - учителях и врачах. Но даже если поднять зарплату до приемлемого минимума, уважение работнику благородной профессии Учитель это не добавит. Будучи с разных сторон баррикад, я встречала в десятки раз больше наплевательского, хамского и неуважительного отношения со стороны родителей (и как следствие - их чад), нежели со стороны учителей. Почему я говорю о родителях, потому что отношение к учителю родители должны "преподавать" как обязательный инструктаж.
Разумеется, учитель должен быть профессионалом в своей области, знать психологию ученика и владеть практической педагогикой.
Один на один с учителем или класс против одного?
Мне очень нравится идея частного обучения, когда педагог приходит на дом и отдает ребенку все свое нераздельное внимание - у ученика не остается возможности для отвлечения от занятий. Но встает парочка дилемм: первая - это умение налаживания отношений со сверстниками, вторая - физическое воспитание и умение работа ть в команде.
Решение также есть. Чтобы наладить общение со сверстниками, у ребенка есть дворовые друзья или дальние родственники-одногодки. Если говорить об обучении - общаться с другими детьми ученик может на кружках и секциях. Здесь же решается проблема физического развития и командного духа. И пусть он набивает синяки и шишки. Все случаи выносятся либо на семейном времени общения, либо с личным психологом ребенка, который у него тоже должен быть.
Есть мысль собирать разных учеников какого-то учителя в небольшие группы для походов и им подобной активности. Здесь нужна кооперация с родителями, так как им необходимо предварительно дать какую-то информацию
с кем будет водиться их ребенок. И здесь возникает юридическая загвоздка - многие данные могут быть запрещены для разглашения. Следовательно, вариант пока плохо реализуем.
Доступность информации
Информация, излагаемая ребенку должна быть понятной, доступной для обсуждений, а также интересной. Некоторые авторы учебников, с которыми мне удалось пообщаться, к счастью, прекрасно понимают сложность совместить большой объем информации с интересным изложением, но не все опускают руки (и я искренне желаю им успеха на этом поприще). Ведь даже учебники для ВУЗов должны быть увлекательными, полными реальных, но интересных примеров, чтобы человек приобретал знания с желанием узнать больше.
Педагог, в свою очередь, должен обеспечить рабочему процессу увлекательность, чтобы заполучить все внимание ученика, посеять интерес. В этом случае даже из заядлых "двоечников" могут вырастать профессора в той области, в которой им было интересно обучаться.
Возможность обучаться на расстоянии
В век интернета грех этим не воспользоваться. Есть еще один вариант личного обучения, для тех, кто постарше - это интернет. Учитель всегда доступен по скайпу и е-мейлу, он дает информацию и ученик ее изучает в своем темпе и раз в неделю преподаватель приходит к ученику, чтобы лично проверить успехи.
Также я за то, чтобы экзамены сдавались более-менее централизованно, возможно, в специальных учреждениях образования. Это стресс, но к экзаменам нужно ученика подготовить как в сфере знаний, так и морально, как вариант - пригласить на проверку знаний еще одного преподавателя или родителей.
Что касается ВУЗов - то давно можно поставить систему на "самообеспечение" - платные курсы с возможностью задавать учителю вопросы, а потом только сдавать экзамены. Это не касается профессий, которые требует постоянной практики, например, врачей и т.д. и некоторые специальные учреждения все же должны быть, ибо без них никак.
Личный психолог и духовное воспитание
Это воспитание необходимо для понимания своего места в мире, а также процессах, стимулах и реакции в окружающем пространстве. Что из чего вытекает. Необходимо прививать культуру ухода за телом, правильное питания (также в соответствии с убеждениями родителей в случае, например, вегетарианства) и соответствующее отношение к людям с другими предпочтениями, отношение к детям и старикам с подробным пояснением почему и кто себя как ведет.
Надо научить ребенка уважать себя и свое здоровье - ведь именно отсюда "ноги растут" у вредных привычек. Без уважения к себе можно тысячу раз рассказывать о вреде наркотиков, не получив отклика.
Данную работу можно поручить "психологу широкого профиля", эдакому аналогу учителя младших классов, знания которым даются скорее вширь, чем вглубь. Именно им должны даваться доступным языком основы возрастной, детской психологии, геронтологии, психологии отношений, валеологии, санитарии и гигиены и так далее. Главное - это понимание - что, как и зачем происходит или должно происходить в окружающем мире. Также нужно показать ребенку преимущества некоторых вещей, например, любви к чтению и правильно "прорекламировать" ее, исходя из интересов ребенка, научиться пользоваться информацией, показать преимущество разного подхода в общении с людьми.
Главная задача такого учителя, на мой взгляд, это НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОНИМАТЬ ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ НЕГО И ПОЧЕМУ, помочь полюбить информацию, дать ему возможность самостоятельно расширять познания. Это можно делать через задания найти что-то, дополнить полученную информацию. Это подействует в том случае, если ученик заинтересован в теме, вы можете немного схитрить и дать конкретное задание - найти такой-то факт, который потенциально более интересен, нежели базовое инфо.
О соперничестве и системе оценивания
Индивидуальный подход и равное отношение к каждому - именно такой слоган звучит в любой школе. Вроде, класс, вроде, учишь, но надо как-то сочетать не сочетаемое, мало того, совершенно противоположное. Тут уж надо определиться, уравнивать всех или относиться особенно. Я за то, чтобы не уравнивать, но делать это с умом.
Никто(!) из учителей не сможет избавить себя от того, чтобы появились любимчики, даже если кричат о том, что равно любят всех и каждого. Все мы люди, все мы чувствуем эмоции. Пример - один ученик сегодня выглядит приятно для нашего глаза, другой - нет, хотим мы того или нет - но восприятие уже делает между ними различие, которое повлияет на адекватность итогового оценивания: либо мы перестрахуем себя от наших эмоций и поставим "неряхе" оценку выше, потому что он в чем-то несовершенен, либо дадим себе волю и будем на стороне "красавчика".
Мое предложение - убрать систему оценок, такую, к какой привыкли. Если учитель контролирует ученика, то вполне может объяснить тому, усвоен урок или нет. А состязательные моменты и оценивание в баллах и прочее - сполна может покрываться участием в спорт ивных дисциплинах. Групповых или индивидуальных. Там есть нормативы, время, счет - все нужные цифры. Там же - соревновательный момент и тому подобное. Также можно готовить ребенка к олимпиадам. О конкуренции ниже.
Систему оценок можно оставить только очень условную, чтобы человек понимал, как могут оценить его работу на тестировании, и то там 100 баллов, у нас, например. В общем, у учителя на такие случаи также должны быть 1-2 варианта тестирования с возможным последующим подсчетом выполненных и не выполненных заданий.
Подготовка к конкуренции и реальному миру
Вот отсутствия этого знания у детей я не понимала никогда. Не знаю, кто именно должен подавать это знание, возможно, родители, но ребенок должен быть готов к жизни, а не к тому идеальному миру, который хотят видеть все вокруг. Только подумайте, чему нас учат - "врать плохо, потому что"... но ребенок приспосабливается к миру через вранье. Не делиться плохо, но если мы будем всем делиться по жизни - сами понимаете.
В какой-то момент нужно объяснить ребенку, какое поведение приведет к каким результатам, о честных и не честных методах игры. (Здесь я вспомнила сериал про Декстера, серийного убийцу и того, как отец готовил его к реальной жизни в обществе - хочешь жить в комфортной среде - не попадайся и делай вид, что ты такой же, как и все).
В общем, своему ребенку я бы показала аспекты этих человеческих отношений, о том, что такое конкуренция и с чем ее едят, рассмотрели бы варианты. Можно пригласить коуча и провести тренинг с примерами.
Отчего люди бывают злыми, завистливыми и что делать в таком случае. Во-первых, правильная подача такой информации даст больше доверия и взаимопонимания между мной и ребенком. Он должен знать, что если соврет или скроет что-то и это вскроется единожды - он потеряет мое расположение. Доверительные отношения начинаешь ценить больше.
Автор: Tourette
Последнее редактирование: